"Эфес" vs "САН ИнБев"

«Текучка персонала уменьшилась вдвое», – рассказывает Андрей Лопаткин, HR-директор Efes в

«Текучка персонала уменьшилась вдвое», – рассказывает Андрей Лопаткин, HR-директор Efes в России.

–Как отразился кризис на ваших сотрудниках?

– Мы не сокращали штат, не уменьшали фонд оплаты труда и не урезали компенсационный пакет. Другое дело, что снизились зарплатные ожидания у некоторых специалистов, которых мы сейчас нанимаем. Например, у бухгалтеров они уменьшились где-то на 15%. Соответственно, мы получили возможность привлечь на наших условиях более квалифицированных работников. Кроме того, резко уменьшилась текучка: до кризиса она у нас составляла, как и в среднем по отрасли, 20–25% в год, а сейчас упала минимум вдвое.

– Как сказывается на менеджерах по продажам сезонность?

– Мы выставляем плановые показатели «продажникам» исходя из текущей ситуации. Сейчас, в низкий сезон, каждый торговый представитель за месяц должен продать более 2000 ящиков пива, а летом – в 1,5–2 раза больше. Мы также не заметили какого-либо уменьшения доходов нашего персонала из-за кризиса.

– Пришлось ли урезать затраты на обучение?

– Мы сохраняем затраты на обучение на уровне прошлого года. Правда, теперь смещаем фокус в сторону внутреннего обучения. Мы расширили перечень электронных обучающих программ. У нас создан корпоративный учебный портал, на котором размещены дистанционные курсы английского языка, стандартный вводный курс, а также программы, посвященные различным аспектам менеджмента. Мы не отправляем сотрудников на «живые» курсы, пока они не пройдут обучение на портале.

– А на командировки расходы снизились?

– Что касается затрат на командировки, менеджмент компании и до кризиса пристально следил за этой статьей бюджета, ведь наши заводы расположены в пяти городах, а офисы продаж – по всей стране. Поэтому и в нынешние сложные времена решение о направлении сотрудника в командировку принимается только после всесторонней оценки целесообразности такой поездки.

– Стало ли вам проще нанимать людей?

– И да, и нет. С одной стороны, несмотря на кризис, число рабочих и инженеров, знающих специфику производства пива, а также умеющих квалифицированно обслуживать сложное оборудование, на рынке не увеличилось. Ведь учебных заведений, которые занимаются подготовкой таких специалистов, очень мало. А с другой стороны, кандидатов на складские и вспомогательные рабочие позиции действительно стало больше примерно на 20%.

– А вы не боитесь, что они просто хотят «пересидеть» кризис?

– Не боимся. Во-первых, подобных соискателей мы стараемся отсекать в самом начале. А во-вторых, «сидеть» просто не получится. Нашим сотрудникам есть куда двигаться. Вполне реальна быстрая и успешная карьера. Приведу пример. Руководитель нашего московского складского хозяйства пришел в компанию как рабочий и дорос до своей нынешней должности всего за семь лет. Сейчас он руководит несколькими сотнями человек.

Штат

3200 человек

штат Efes в России

1600 человек

трудятся на предприятиях Efes в России

36 лет

средний возраст сотрудников

Источник: Efes

«Сейчас зарабатывание бонусов требует большей отдачи», – рассказывает директор по персоналу пивоваренной компании ОАО «САН ИнБев» Алина Рыженкова.

– Вам пришлось уменьшить зарплату работникам из-за кризиса?

– Нам удалось сохранить уровень зарплат для работников на производстве и офисных сотрудников. Размер зарплаты торговых представителей зависит от объема продаж. И вне зависимости от кризиса, если торговый представитель не выполняет плана, то он получает лишь фиксированную часть зарплаты. В целом рост отрасли сейчас снижается, поэтому зарабатывание бонусов, безусловно, требует большей отдачи и профессионализма.

– А на производстве у сотрудников тоже есть фиксированная часть оклада и переменная?

– У всех сотрудников зарплата состоит из бонусов и постоянной части. Принятая у нас компенсационная политика дает возможность каждому увеличить свой доход и стимулирует сотрудника к улучшению своих показателей. Например, можно минимизировать брак, добиться максимальной производительности, обеспечить бесперебойную работу линии.

– Привлекаете ли вы сезонных работников летом, когда продажи пива традиционно увеличиваются?

– Да, начиная с мая, когда увеличивается производство, мы привлекаем до 300 человек в качестве операторов и складских работников.

– Будете ли вы привлекать сезонных работников в период кризиса?

– Все будет зависеть от спроса. В данный момент рынок пива не растет, и нам сложно прогнозировать, что будет в сезон и каким образом изменится поведение потребителей. Пока в планах – привлечь120–160 работников.
– А есть ли сейчас открытые вакансии?

– Мы стремимся создавать команду за счет внутренних ресурсов – продвигая талантливых и способных сотрудников. К внешнему поиску обращаемся только в случаях, если по итогам внутреннего конкурса не находим подходящих кандидатов. Сейчас нам, например, требуются торговые представители. В целом сейчас мы отмечаем снижение уровня текучести кадров. Полгода назад была другая ситуация: работники чаще меняли компании, искали, где лучше.

– Как обучаете новых торговых представителей?

– Первые три месяца работы торговый представитель и работает, и учится. У нас есть программа-тренинг «Работа в полях». Это восемь шагов представителя при визите на торговую «точку». Координацию работы торговых представителей осуществляют супервайзеры. Например, они вместе с «подопечными» посещают магазины, следят за тем, как представитель общается с клиентами.

– Существуют ли в вашей компании программы-стажировки для выпускников вузов?

– У нас реализуется программа «Менеджер-стажер». В год в ней принимают участие более 120 стажеров в разных странах. Многие выпускники уже сегодня занимают ключевые позиции в компании. В первую очередь привлекаются выпускники вузов и молодые специалисты, имеющие опыт работы не более двух лет.

Штат

8800 человек

работают в компании «САН ИнБев»

23 000 рублей

средняя зарплата на предприятиях «САН ИнБев»

33 года

средний возраст сотрудников

Источник: САН ИнБев