Матильда на поклон к Поклонской не пойдет

Активной поклоннице Николая II все неймется…

Депутат Госдумы Наталья Поклонская с непреклонностью, достойной лучшего применения, в третий раз направила в Генпрокуратуру запрос по картине Алексея Учителя «Матильда», требуя не допустить «крамольную» ленту до экрана. Два предыдущих ее обращения с требованием защитить честь и достоинство императора от посягательств киношников встретили отлуп как в Генпрокуратуре, так и в «ЕР», где однопартийцы мягко посоветовали госпоже Поклонской больше заниматься своими непосредственными обязанностями...

Но активной поклоннице Николая II (известно, что Наталья Поклонская явилась на акцию «Бессмертный полк» не с портретом прадеда, а с иконой императора, хотя убиенный царь участия в Великой Отечественной точно не принимал) все неймется.

На сей раз основанием для запроса стало некое «комплексное психолого-культуролого-юридико-лингвистическое и историческое экспертное заключение» (во как!), достаточное, по мнению Поклонской, для отказа в выдаче картине прокатного удостоверения. Она поведала, что специально созданной комиссией была проведена экспертиза доступных трейлеров фильма, а также сценария «Матильды», представленного творческой группой в Минкультуры для получения финансирования.

Депутат настаивает: «Картина не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан». Она обратила внимание на то, что «авторы фильма используют манипулятивные приемы подмены факта мнением, являющимся «художественным» вымыслом, ложного атрибутирования (наклеивания ярлыков), совмещения религиозного высокоценного с вульгарно-сексуальным». И что из этого следует? «Эксперты указывают на недопустимость публичной демонстрации фильма «Матильда» в связи с высокой степенью провокативности и уничижения».

И все эти страхи и страсти депутат Госдумы инкриминирует невинной мелодраме, которая, судя по тем же трейлерам, анонсам, интервью режиссера и прочим доступным публике материалам, всего лишь рассказывает о любовных отношениях знаменитой балерины Матильды Кшесинской и молодого Николая Романова на фоне большой истории.

Напомню, что на тот момент он еще не был женат, не был императором и тем более не был причислен РПЦ к лику святых (последнее произошло уже в постсоветские времена). И канонизирован он был не за благочестивую жизнь и безупречную государственную деятельность (чего не было, того не было, иначе Россия не ввязалась бы в Первую мировую и не свалилась бы в хаос революции, да и сам он не заслужил бы в народе прозвания Николай Кровавый), а за свою поистине мученическую смерть.

Последний по времени демарш Поклонской при всей своей абсурдности оказался настолько шумным, что в дело поневоле вынужден был вмешаться Кремль. «Пытаться оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере странно. Я также не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм», — сказал, комментируя казус, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. И веско добавил, что «эксперт эксперту рознь».

Режиссер Алексей Учитель, не скованный условностями кремлевского протокола, высказался куда определеннее и резче: «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и со всей съемочной группой. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления».

К этой экспрессивной оценке народного артиста России мне остается добавить, что экс-прокурор Крыма должна как минимум знать Конституцию РФ. Где, между прочим, черным по белому написано, что цензура в нашей стране запрещена. А требование арестовать фильм до его публичного показа, намеченного на октябрь, — это и есть акт неприкрытой, грубой цензуры, который, строго говоря, подлежит правовой оценке. А то и вовсе требует «комплексной экспертизы». Или хотя бы серьезной медицинской — с учетом маниакально повторяющихся попыток депутата Госдумы запретить «Матильду».

P.S. А вообще-то если бы Поклонской не существовало в природе, то Алексею Учителю следовало бы ее придумать. Ибо теперь фильм «Матильда» посмотрят все. Даже те, кто никогда не слышал имя Матильды Кшесинской и не отличает Николая I от Николая II, а их обоих — от сильно пьющего дяди Коли из соседнего подъезда.