ВОРИШЕК ПОЖАЛЕЛИ

Лед тронулся: в парламенте прислушались к критикам действующего Уголовного кодекса и смягчили наказания за кражи. По данным МВД, в стране в прошлом году было зарегистрировано 1 млн. 273 тысячи краж, из них квартирных - свыше 350 тысяч. "Либеральные" поправки, правда, одобрены нижней палатой пока в первом чтении.

Депутатов давно просили об этом послаблении. Правозащитники взывали к милосердию: "Шесть лет за некрупные кражи? Да это же сталинские репрессии!" Представители Министерства юстиции объясняли свою позицию прагматически: "У нас все колонии забиты осужденными за мелкое воровство - скоро сажать будет некуда!"
Основные новации в статьях, карающих за кражи, сводятся к тому, что максимальный срок наказания уменьшен с 6 лет до 5. Еще одно новшество: квартирные кражи из преступлений, считавшихся "особо тяжкими", переведены в разряд просто "тяжких". На взгляд человека, далекого от юриспруденции, ничего существенного не произошло. Однако на самом деле поправки в кодекс влекут за собой серьезные последствия. Достаточно сказать, что в рабочей практике амнистии обычно не распространяются на зэков, у которых в приговоре срок от шести лет и выше. Теперь, выходит, даже отъявленные воровские авторитеты могут рассчитывать на освобождение по амнистии. К слову, сегодня в колониях строгого режима треть всех заключенных, с клеймом рецидивиста - именно те, кто получил шестилетний срок за неоднократные кражи. Послабления ожидают и тех, кто украл пресловутый "мешок картошки": если максимальный срок за незначительные кражи, возможно, будет снижен с 3 до 2 лет, то чаще всего во время следствия подследственные будут находиться не под стражей в следственном изоляторе, а на свободе - например, под подпиской о невыезде.
Стороннники принятых поправок объясняют их необходимость еще и так: меньше будут сажать несовершеннолетних. Значит, меньше молодых людей пройдут "тюремные университеты".
И еще одно важное последствие: новые поправки в УК, возможно, будут обладать обратным действием. Так что множество граждан, уже отбывающих сейчас наказания за прошлые преступления, выйдут на свободу или получат право на условно-досрочное освобождение.
Несомненно, ветер перемен восстановит справедливость по отношению к попавшим в колонии из-за пустячных краж. Попросторнее сделается в следственных изоляторах. Однако нельзя забывать и о проблемах, которые обязательно возникнут одновременно с этим актом милосердия законодателей. Поскольку сегодня за колючей проволокой самая большая часть осужденных пребывает именно за кражи, не исключено, что слишком многих придется разом отпустить. Как скажется на обществе этот мощный выброс из мест весьма отдаленных - точно предсказать не сможет никто. Вряд ли кто успел изучить и то, может ли оказаться стимулятором для новых преступлений перевод "особо тяжких преступлений" просто в "тяжкие".
В правоохранительных органах весьма осторожно отнеслись к инициативе депутатов. Как сказал мне заместитель начальника отдела Главного управления уголовного розыска СКМ МВД России Сергей Казадаев, в милиции не исключают, что послабления могут привести к росту преступлений. Ведь уже сейчас многие подследственные по воровской части, даже находясь под подпиской, совершают повторные кражи...