ШВЕЙЦАРИЯ ПРОСИТ ПРОЩЕНИЯ

В знак уважения к памяти погибших в авиакатастрофе над Боденским озером генеральный директор швейцарской авиадиспетчерской компании "Скайгайд" Ален Россьер попросил прощения у семей жертв трагедии. "Мы признаем ответственность, возложенную на нас, и просим прощения у семей погибших, особенно за жизнь 45 детей", - с трудом произнес он заученную по-русски фразу на пресс-конференции в Цюрихе. Буквально через полчаса президент Швейцарии Йозеф Дайнс принес России официальные извинения. Все эти заявления прозвучали сразу после того, как в Германии Ведомство по расследованию авиационных происшествий (BFU) обнародовало окончательный официальный отчет о причинах авиакатастрофы, случившейся в ночь с 1 на 2 июля 2002 года.

Признаться, трудно забыть, что уже в первые часы после столкновения российского Ту-154 "Башкирских авиалиний" с американским грузовым "Боингом" представители "Скайгайд" утверждали, что вся вина за катастрофу лежит на российском пилоте, который якобы "плохо понимал английский язык" и находился в состоянии "крайнего утомления". Заявляя это, компания хотела не только спасти свою репутацию, но и отказаться от выплаты компенсаций родственникам 57 погибших пассажиров "Туполева". Как водится, западная пресса начала тиражировать дезу о "тяжелом состоянии российской авиации". Россияне помнят и об отказе тогдашнего президента Швейцарской Конфедерации Каспара Филлигера посетить в июле 2002 года траурную церемонию в Уфе.
В окончательном докладе специалистов все события той трагической ночи восстановлены в точности до секунды. Теперь доподлинно известно, что швейцарский авиадиспетчер Петер Нильсен поздно заметил опасное пересечение курсов "Боинга-757" и Ту-154 в небе над Боденским озером. Когда он давал команду российскому пилоту перейти в заранее подготовленный, более низкий эшелон, опасного сближения самолетов было уже не избежать. Экипаж российского самолета - это зафиксировано приборами - до последней секунды выполнял указания земли, когда бортовая система предупреждала о столкновении.
"Сегодня мы знаем, что российский экипаж видел опасность столкновения и на своих радарах, и в иллюминаторы, - грустно констатировал руководитель комиссии по расследованию Йорг Шенеберг. - И у летчиков были сомнения, выполнять ли команду из Цюриха. Но они были уверены, что авиадиспетчер так же хорошо видит опасность катастрофы, как и они сами".
Но авиадиспетчер в тот момент был глух и слеп. Он метался между двумя радарами: в соседнем городе как раз заходил на посадку самолет, телефонная связь работала с перебоями. В жутком волнении он еще и неверно указал российскому пилоту координаты "Боинга". Катастрофическая ситуация на земле обрекла на гибель людей в воздухе.
Германские авиадиспетчеры, которые в тот момент работали в соседнем с Цюрихом Карлсруэ, как показало расследование, хорошо видели на радарах грозящую катастрофу. Целых 11 раз (!) они тщетно пытались дозвониться до авиадиспетчера в Цюрихе. Но тот лишь спустя 30 секунд после катастрофы заметил, что самолеты пропали с его радара.
Главной, хотя и не единственной причиной столкновения, была названа ошибка сотрудника диспетчерской службы Петера Нильсена. Сама служба также была объявлена причастной к гибели самолетов: "Руководство центра за контролем полетов в Цюрихе в течение многих лет мирилось с нарушением инструкции, согласно которой ночью должны дежурить не один, а два диспетчера", - заявил журналистам руководитель расследования.