МОДА НА СИНИЙ ВОРОТНИЧОК

Обладатели рабочих специальностей подчас зарабатывают больше менеджеров среднего звена с высшим образованием.

Например, автоэлектрик с опытом работы один год в Санкт-Петербурге может рассчитывать на зарплату 22 000 рублей, слесарь-сантехник в Москве - 30 000 рублей, фрезеровщик в Ярославле - 20 000.
По данным начальника управления науки и профессионального образования департамента образования Москвы Александра Потапова, средняя зарплата, например, мастера производственного цеха при минимальной нагрузке -28 000 рублей. При этом работник имеет возможность совмещать несколько работ, и средний заработок квалифицированного рабочего в Москве доходит до 50 000 рублей.
Еще одно преимущество "синих воротничков" (так называют квалифицированных людей рабочих специальностей) на рынке труда в том, что они в силу своей востребованности более свободны в выборе работодателей. У квалифицированного рабочего почти всегда есть возможность найти работу вблизи собственного дома.
Работа на производстве дает и неплохие карьерные перспективы. Уже через год сотрудник может претендовать на повышение. "Дисциплинированный работник имеет все шансы вырасти до директора производства", - рассказывает директор московского филиала лизинговой компании "АНКОР"Николай Шалаев.
Тем не менее желающих быть простыми работягами немного. Около 70% открытых вакансий в России- рабочие специальности.
Но идти учиться в среднеспециальные учебные заведения молодежь не хочет.
По данным Росстата на 2007 год, в России больше обучающихся в вузах (514 на 10 000 человек), чем в среднеспециальных учебных заведениях (177 на 10 000). 75% студентов получают высшее образование, 25% - среднеспециальное. Потребности экономики таковы: 20% людей с высшим образованием и 80% - со среднеспециальным.
В итоге, в то время как водителей строительной техники, фрезеровщиков и столяров днем с огнем не сыскать, многие выпускники вузов испытывают затруднения с трудоустройством.
ОБМАНУТЫ ПРЕСТИЖЕМ
"Выучился на психолога, а идти некуда, - рассказывает Анд-рей, выпускник СПбГУ. - Работаю курьером, целый день бумажки разношу. Ради этого я пять лет учился?"
Такой вопрос выпускники российских вузов задают себе не так уж и редко.
К примеру, по юридическим и экономическим специальностям наблюдается трехкратное "перепроизводство". "Вы посмотрите, например, на РГСУ: там больше половины выпускников устраиваются секретарями", - рассказывает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. А ведь этот вуз выпускает и IT-специалистов, и юристов. Проблемой перекоса образовательного рынка в сторону "вышки" уже озаботилось Министерство образования и науки. Государство начало сокращать количество бюджетных мест в вузах. В 2007 году, например, их количество сократилось на 3,8%.
САНТЕХНИК НА 30 ТЫСЯЧ
Однако корень проблемы не в том, что вузов много, а в том, что, во-первых, среднеспециальных заведений мало, а во-вторых, их престиж, равно как и престиж рабочих профессий, низок.
Многие родители считают своим долгом дать детям выс-шее образование любой ценой, и это по-человечески понятно. "К сожалению, при этом далеко не все способны трезво оценить способности своего ребенка осилить полноценную учебную программу и оправдать вложенные в учебу время и деньги", - рассказывает Андрей Шлесин, директор ANCOR Retail Staffing Solutions. По его мнению, многие студенты и их родители недостаточно критично относятся к репутации ряда платных высших учебных заведений и их реальной способности повысить карьерные шансы выпускника.
Многие вузы дают диплом, в то время как среднеспециальные заведения способны дать востребованную на рынке профессию.
уже не пту
ИМИДЖ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛУЧШАЕТСЯ
Вчера в эфире радиостанции "Эхо Москвы" тема дефицита рабочих специальностей обсуждалась с начальником управления науки и профессионального образования департамента образования г. Москвы Александром Потаповым. По его словам, ССУЗы заполнены.
- Мы ежегодно принимаем в профессиональные колледжи 30 000-32 000 человек, больше просто не можем. У нас итак емкость уже на 10% превышает гигиенические нормы. Проблема в том, что 15 лет в России не создавалось никаких профессиональных учреждений.
В 2004 году многочисленные лицеи, техникумы, училища были объединены и стали называться колледжами. Так мы избавились от аббревиатуры ПТУ, столь негативно воспринимаемой населением, уменьшилось негативное восприятие среднего профессионального образования.