ГАРРИ ГАРРИСОН: "С БОРИСОМ СТРУГАЦКИМ НАС ПОД РУКИ ВЫНОСИЛИ ПЬЯНЫМИ"

В Москву приехал знаменитый писатель-фантаст, лауреат Нобелевской премии Гарри Гаррисон. В интервью "Труду" 82-летний гуру высказался и о российских собратьях по перу, на ежегодный съезд к которым, собственно говоря, и пожаловал.

- Вы уже успели погулять по Москве? Или наша столица вас больше не вдохновляет?
- В этот раз Москва мне показалась похожей на Нью-Йорк - невероятно большой город с огромным количеством людей, в котором все течет, меняется, причем каждую секунду. Впрочем, по численности населения Москва приблизилась к Пекину, и это, на первый взгляд, даже пугает. Вашему правительству нужно всерьез подумать о введении контроля над рождаемостью.
- Масса народа - это особенность одной Москвы, а не всей России. На самом деле мы не столь плодовиты, как китайцы. Если внимательно присмотреться, то в городе не так уж много молодежи. Так что не спешите с выводами...
- Сегодня весь мир столкнулся с той же проблемой, что и Россия. Многие города из агропромышленных превращаются в индустриальные, а это влечет за собой рост миграции, разорение провинции. Поэтому на всей планете можно увидеть трущобы, рабочие бараки и позорное рабство. Этой проблеме массового переселения я посвятил роман "Подвиньтесь! Подвиньтесь!", благодаря которому стал знаменитым.
- Об этой проблеме раньше вас Джон Стейнбек написал свой эпохальный роман "Гроздья гнева". За то, что он беспощадно описывал бегство людей со своих родных мест, его причислили к коммунистам. Тогда как у вас социальная тема очень уж завуалирована. Это ваша тактика?
- Во-первых, я не люблю описывать конкретное место, конкретное время и определенный социальный строй. Сам я подолгу не могу жить не то что в одном городе, а в одной стране. Так и странствую по всему миру уже много-много лет. Но с коммунистами я тоже имел случай общаться. Правда, это были не советские коммунисты, а индийские. Много лет назад, задолго до того, как стал писателем, в Нью-Йорке я познакомился с выходцами из Индии, как мне показалось, все они были коммунистами. Так вот эти люди, навели меня на мысль, что если бы я решил самую больную проблему их страны - перенаселенности территории, то стал бы самым богатым человеком на свете. Эту идею я и вложил в свой роман "Подвиньтесь! Подвиньтесь!".
- Желанием разбогатеть вы наградили многих своих героев. У каждого из них есть задатки Робин Гуда, если бы не желание все добытое засунуть в свой карман. Да и уж очень ваши межзвездные аферисты напоминают друзей Оушена.
- Уверяю вас, благородный Робин Гуд тоже прикарманивал все награбленные денежки. Что же касается моих героев-мошенников, промышляющих по всей Галактике, то с их появлением на свет у меня связана одна комическая история. Когда только вышел в свет мой роман о Стальной Крысе, известный писатель-фантаст Кингсли Эмис (он продолжатель флеминговской бондианы) поздравил меня со словами, что я написал первый героический роман в фантастической литературе. Признаюсь, я был очень горд такой похвалой своего старшего коллеги. Но оказалось, что Эмис имел в виду совсем другое. Он расценил мой роман не как героический, а как плутовской, а поскольку я тогда не знал, что означает это определение - "плутовской", то все перепутал, да и Эмис был мастер изъясняться туманно. Вот так нелепо я и стал основателем плутовского романа в фантастике.
- Ваш Язон Три Миллиарда в романе "Специалист по этике" утверждает, что истины на свете нет? А вы сами верите в истину?
- Мудрец сказал: "Истина в вине". А если учесть, что в России очень много пьют, значит, у вас особенно любят искать истину. Никогда не забуду, как я напился на съезде писателей-фантастов в Петербурге, кажется, пять лет назад. Двое крепких парней уносили меня с того пира под руки, и даже не одного меня, а еще и Бориса Стругацкого. Именно в мертвецки пьяном виде в последний раз я и видел Бориса Стругацкого.
- Вы начинали свой путь в искусстве в качестве иллюстратора, а сейчас вы исключительно сочиняете романы или, может быть, еще и рисуете?
- Я не утратил способности рисовать и даже иногда беру в руки карандаш. Талант художника позволяет писателю создавать целостную картину, и местами очень яркую картину.
- Одному из ваших героев принадлежит фраза: "Как бы ни было противно, постарайся быть реалистом". Вы сами реалист?
- Я участвовал во Второй мировой войне, служил в ВВС США, а все люди, прошедшие войну, невольно становятся реалистами, как бы это противно ни было.
ГАРРИ ГАРРИСОН, ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ
Настоящее имя - Генри Максвелл Демпси.
Родился 12 марта 1925 года в городе Стэмфорд (штат Коннектикут). С семи лет увлекается фантастикой.
Окончил Хантер-колледж в Нью-Йорке, получив профессию художника.
Служил в ВВС США, участвуя во Второй мировой войне.
Демобилизовался в звании сержанта.
Дебютировал в 1951 году рассказом "Проникший в скалы". С 1956 года стал профессиональным писателем, автором более 50 романов.
Жил в Мексике, Италии, Англии, Америке. В последние годы обосновался в Дублине.
Женат на Джоан Мерклер. Дети - дочь Мойра и приемный сын Тодд.
Увлекается языком эсперанто.