"БОЛЛИВУД" - ТОЖЕ СТРАНА ГРЕЗ

Некогда братья Люмьер выбрали индийский Бомбей (ныне Мумбаи) единственным городом в Азии для показа своих фильмов. Уже спустя несколько дней после европейской премьеры "Прибытия поезда", 7 июля 1896 года, ролик прокрутили в зале бомбейского отеля "Уатсон". С того дня в Индии началась "киномания", которая продолжается по сегодняшний день.

Одним из самых крупных киноцентров Индии стал "Болливуд" (производное от "Голливуд" и "Бомбей"). Первая студия в нем была создана в 1912 году. За это время индийские кинематографисты выпустили более 30 тысяч фильмов. По размаху "Болливуд" не уступает американскому собрату: ежегодно лицензию госцензуры на прокат получают от 500 до 600 работ (снимается же почти в два раза больше). А в позапрошлом году был установлен рекорд - 934 картины!
Разумеется, в Индии существует не только "Болливуд". Всего в киноиндустрии заняты восемь центров, снимающих фильмы на 30 языках и диалектах.
Расхожее мнение о том, что индийские фильмы - "малиновый сироп", в отношении современного кино страны не всегда верно. Большинство российских зрителей, которым под 50 и больше, знают индийскую киноклассику. Когда-то индийские фильмы были самыми популярными в прокате (других у нас покупали мало). Поэтому и "Бродяга" Раджа Капура, и маленький страдалец из мелодрамы "Цветок в пыли" стали как бы торговой маркой кино из Индии. Увы, даже сами индийцы порой с сожалением вспоминают "сказки для всех", создававшиеся в "золотой период" 50-х и 60-х годов на "Болливуде". Утекло много воды с тех дней.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В 1932 году режиссер Эрза Мир сняла фильм "Зарина". В ходе действия героиня поцеловалась 86 раз. Приемная комиссия картину к показу запретила, а заодно и вообще поцелуи на экране. Причем никто соответствующего закона не принимал и письменных указаний на этот счет не давал. Но неписаное правило сохранялось в Индии до 1977 года. Только благодаря влиянию члена знаменитого "клана Капуров" Саши Капура табу на поцелуи в кино удалось снять. Кстати, запрет на показ обнаженного (частично) женского тела исчез раньше. В 1964 году в фильме "Апрельская шутка" на экране впервые в истории индийского кинематографа появилась "обнаженная натура" - несколько девушек в купальных костюмах. Азия...
Длинные сериалы о семейных проблемах богатых, мыльные оперы со счастливым концом для бедных, "крутые" боевики - все это проникало в Индию и заставило местных режиссеров конкурировать с иностранцами. Конечно, сохранилась в стране и старая школа, насыщенная национальным колоритом и традициями. Но все меньше и меньше становится фильмов, которые в той или иной мере могли бы соответствовать "болливудским" шедеврам 60-х годов.
Хочешь жить - умей вертеться. Чтобы быстро убрать с экранов конкурирующую одну зарубежную ленту, которая была популярна в 1999 году, индийские кинематографисты установили мировой рекорд производства полнометражного фильма, сняв его за... 24 часа! Режиссер Гирирадилал Нагпал закрутил сюжет, в котором было 14 главных героев, 12 героинь, 9 свадеб, один инфаркт, похищения людей, драки и счастливый конец. Начали снимать кино в 7 утра 5 апреля, а "выдали на-гора" в 6.50 следующего дня! Джаспал Бхатти, со своей стороны, решил провести премьеру своей новой ленты "Атмосфера что надо" в ... делийской тюрьме "Тихар N 3". "Это фильм о полицейских, бандитах и коррупции, - сказал он. - На мой взгляд, тюрьма для первого показа такой картины - самое подходящее место. За высокими заборами тюрьмы любопытно посмотреть на реакцию публики перед тем, как предлагать картину в прокат".
В Индии стать знаменитым актером - приблизительно то же самое, что попасть в разряд небожителей. Поэтому вакантных мест в "Болливуде" для пришлых, как правило, нет. В мире кино бал правят кланы. И один из самых могущественных - клан Капуров, о котором уже вкратце было сказано. Основу ему положил ветеран индийского кино Притхвирадж Капур, сын менее известного индийского комедианта и киноактера Девана Бишешвара. Российскому зрителю наиболее известен Радж Капур. Но в "обойме" и его братья: Шами, Саши (помните, прорыв с поцелуями?) и Раджив. Следом идут внуки и внучки "бродяги": Кунал, Каран, Санджаяна, а также их жены и другие родственники - всего около 40 человек. Американский Голливуд может похвастаться выдвинувшимся в президенты Рональдом Рейганом. А индийская студия "AVМ Studio & Company" в Чиннае (штат Тмил Наду) бахвалится тем, что у нее в разное время снимались пять (!) будущих главных министров штатов Тамил Наду и Андхра Прадеш, в том числе и скандально знаменитая лидер партии АИДМК Джалалалита, которая в прошлом году "завалила" индийское правительство Ваджпаи. Так что и в Индии от карьеры актера до политического Олимпа один шаг.
Ни одна из лент, будь то индийская или зарубежная, не может попасть в прокат без сертификата Центрального комитета по кинематографии Индии. Это - настоящая цензура. И хотя индийская демократия, как любят говорить индийцы, - "самая большая демократия в мире и вторая после американской по демократичности", никому в голову не приходит мысль о том, что цензура в кино не нужна. Первые государственные учреждения, которые начали следить за чистотой морали на экране, появились в 1920 году при киностудиях в Бомбее, Чиннае и Калькутте. В 1952 году их работа была централизована, а через год сосредоточилась в образованный комитет по кинематографии. С тех пор мало что изменилось. Возможно лишь то, что запрет накладывается не на картину вообще, а на ее показ на индийских экранах. За рубежом, если купят, - пожалуйста. В этой связи удивительна судьба фильма известного индийского режиссера Шекхара Капура "Королева-бандит", который не получил сертификата в 1996 году. Индийцы ее не увидели, но эта картина получила высшие награды в Монте-Карло, Ницце, Каннах и Хараре. В самой Индии фильм до сих пор запрещен.
КОЕ-ЧТО О СПЕЦИФИКЕ
Если у индийского актера появилось какое-либо амплуа, то ему от него не избавиться. Так, всенародно любимый артист Джагдиш Радж даже был вынужден установить мировой рекорд: он за свою карьеру сыграл роль мудрого, справедливого и бесстрашного полицейского 144 раза! Судьба Раджа была решена в 1952 году, когда он надел форму стража порядка в фильме "Час расплаты".
Вторая интересная особенность индийского кинематографа состоит в том, что он поставлен на службу патриотизму. Оказывается государственная помощь создателям фильмов соответствующей направленности. Например, после событий в Каргиле в прошлом году, когда Дели и Исламабад стояли на грани полномасштабной, а может, и ядерной войны, герои-солдаты заполнили экраны, создавая небывалый подъем патриотизма у индийцев.
В 1994 году в индийский прокат вышел фильм Балу Ананда, название которого едва умещалось в 20 слов. Когда у него спросили, нельзя ли его сократить, режиссер возмутился: "Я думал все два года работы над картиной, как ее назвать. Это самое короткое определение того, что в ней увидит зритель. Он должен знать, что идет на фильм, который хочет посмотреть!" В этом тоже особенность индийского кино.