27 мая 2017г.
МОСКВА 
14...16°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 56.76   € 63.67
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА" ПРОСНУЛАСЬ В ЛОНДОНЕ

Налбандян Зураб
Статья «"СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА" ПРОСНУЛАСЬ В ЛОНДОНЕ»
из номера 112 за 21 Июня 2000г.
Опубликовано 01:01 21 Июня 2000г.
Российские оперные театры в последнее время зачастили в Лондон. Летом 1997 года приезжал Мариинский, прошлым летом - Большой. И вот - снова Мариинский (который здесь по старой памяти продолжают называть Кировским). На целых 5 недель! Причем в полном составе: и опера, и балет, и оркестр.Всего более 500 человек. Сотни тонн декораций, костюмов, реквизита...

Такое пристрастие к Лондону может на первый взгляд показаться загадочным. То ли англичане жить не могут без наших певцов и танцовщиков, то ли российские артисты околдованы здешней аудиторией. Но флер загадочности в значительной мере спадет, если вспомним про арифметику. Такие масштабные гастроли, конечно же, дорого стоят. Авиабилеты, гостиницы, аренда, гонорары... Суммы набегают астрономические. Их, естественно, должны компенсировать кассовые сборы. Далеко не в каждом городе мира публика готова выкладывать по 50 долларов за "стоячий" билет и по 200 - за место в 7-м ряду партера. Лондон - один из таких городов.
Кстати, когда я спросил Валерия Гергиева, волнуется ли он перед началом лондонских гастролей, маэстро, как мне показалось, даже обиделся. По его словам, и лондонская публика, и привередливая лондонская критика ему хорошо известны - им, дескать, не надо объяснять, что такое Мариинский театр.
На этот раз публике будут показаны 7 балетов и 5 оперных спектаклей. Наряду с известными постановками "Лебединого озера" и "Баядерки" в репертуаре есть и нечто весьма интригующее. В том числе - "Спящая красавица" Чайковского, но не та, которую все знают, а бережно восстановленная Махаром Вазиевым первая редакция балета, осуществленная Мариусом Петипа аж в 1890 году.
Реставрация стала возможна благодаря найденной в архиве Гарвардского университета подробнейшей хореографической партитуре балета. Попала она туда вместе с другими бумагами балетмейстера Мариинского театра Николая Сергеева, эмигрировавшего из Советской России в 1918 году. Понятие "хореографической партитуры" ввел в обиход танцор императорских театров Владимир Степанов, который в конце XIX века начал фиксировать на бумаге все подробности балета: движения артистов, количество участников, их расположение на сцене - словом, все мыслимые детали. Сергеев вывез с собой партитуры 12 балетов и ставил многие из них в Париже, а потом в Лондоне. Позже партитуры были проданы с аукциона и приобретены Гарвардским университетом.
"Спящая красавица" открыла гастроли. И хотя спектакль шел целых 4 часа, лондонцы приняли его аплодисментами. В городе стояла жара, однако люди высидели, не только отдавая дань качеству кондиционеров в отстроенной заново Королевской опере, но и уровню блестящего представления.
Впереди у зрителей еще не одна премьера. Это и балет "Драгоценности", поставленный по работам хореографа Джорджа Баланчина, и опера Сергея Прокофьева "Семен Котко", которую Гергиев называет в ряду крупнейших оперных произведений ХХ века. Наконец, британские зрители впервые увидят в исполнении труппы Кировского оперу "Война и мир".
Проводит гастроли благотворительная организация "Друзья Кировского театра оперы и балета", созданная в Великобритании Валерием Гергиевым в 1993 году. Все эти годы она занимается поиском и сбором средств для "Мариинки". "Друзья" помогают финансировать постановки, покупают музыкальные инструменты, даже оплатили реставрацию императорской короны и двуглавого орла в зрительном зале Мариинского театра. Как сообщила исполнительный директор организации Кэролайн Смит, нынешние гастроли не являются коммерческим проектом. Весь доход от них будет перечислен на нужды Кировского театра.


Loading...





Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?