СИДЕТЬ БАНДЮГАМ 300 ЛЕТ

288 лет тюремного заключения и два пожизненных срока - столько получила в Ростовском областном суде большая группа вооруженных бандитов, на счету которой десятки кровавых преступлений.

Донские служители Фемиды уверены: подобного здесь не случалось никогда - к суду одновременно были привлечены 27 бандитов, на счету которых 96 криминальных эпизодов. В том числе - 11 убийств, десятки разбойных нападений, краж, грабежей, изготовление и хранение огнестрельного оружия. В зале суда пришлось поставить дополнительную металлическую клетку, поскольку одна не вмещала и половины подсудимых. А для адвокатов поставили второй ряд столов...
Дело расследовалось в течение двух лет. Ниточки от ростовских эпизодов потянулись в другие регионы России и помогли сыщикам перевести некоторые "висячие" дела в категорию раскрытых.
Вышли и на главу банды - некоего Дмитрия Ященко, успевшего ранее получить семь лет за разбойное нападение. Когда он отбывал свой срок, ему пришла телеграмма о смерти родственницы. Сердобольное начальство колонии, проявив гуманизм, дало ему отпуск для возложения цветов к могиле бабушки. Так Ященко сбежал. В 1996 году он создал преступную группу, оснащенную самыми разными видами оружия, переговорными устройствами, автомобилями. Он же разрабатывал планы операции, распределял роли, делил награбленное, сам участвовал в вооруженных налетах...
В ноябре 1996 один из наводчиков сообщил Ященко, что в доме капитана дальнего плавания Субботина хранится крупная сумма денег - 30 тысяч долларов. Сам же капитан находится в плавании.
12 декабря в 6 часов утра четверо вооруженных бандитов ворвались в дом. Жену капитана, Наталью, они хладнокровно убили на глазах семилетней дочери. Девочка до сих пор не может оправиться от шока. Племянника хозяйки связали и заклеили рот скотчем. В перевернутой вверх дном квартире они обнаружили всего лишь сто гривен. Забрали золотое кольцо, цепочку и пару сережек. Убийство оставалось нераскрытым, пока следователям не удалось выйти на других фигурантов.
Ниточка начала разматываться после убийства Виталия Грибова и его подруги Светланы Балабановой. Узнав о том, что новая пассия ее бывшего мужа должна скоро родить, Елена Грибова, не дрогнув, заказывает убийство супруга. В намеченный день Грибов подъехал к дому вместе со Светланой, о чем главарю операции Ященко из близлежащих кустов было сообщено по рации. Тот передал свое решение сообщникам: "Валить будем обоих". Грибова под дулами трех пистолетов незнакомцы ввели в дом, надели наручники и повалили лицом вниз на пол. Грибов, человек небедный, предложил за свою жизнь сумму, вдвое большую, чем обещанный им гонорар за убийство - 20 тысяч долларов. Но убийцы на сделку не пошли: оставили два трупа...
Бандиты залегли "на дно" в Пятигорске. Но, спустя месяц, их вычислили и захватили сотрудники Ростовского УБОПа.
После ареста в 1997 году 29-летнего Дмитрия Ященко и его сообщника Михаила Боровского начали расплываться подробности и других эпизодов. Например, стали понятны детали дерзкого нападения в феврале 1997 на фирму "В.А.", торгующую куриными окорочками. Тогда бандиты расстреляли директора ТОО "В.А.". Баздикяна и двоих охранников фирмы, забрав с собой 300 миллионов неденоминированных рублей. Сразу после случившегося в разработку попала версия о мести конкурентов. Но она оказалась тупиковой. Следователи тогда не обратили внимания на одну деталь: преступление было совершено в день и час, когда в конторе оказалась максимальная выручка. Между тем, как пояснил впоследствии Дмитрий Ященко, преступники действовали по наводке.
О пособниках бандитов следует сказать особо. Так, Игорь Ангонюк снабдил их информацией о долларах, якобы хранившихся, в доме капитана Субботина. Елена Николаева безо всяких угрызений сдавала бандитам адреса своих богатых родственников и знакомых. Игорь Агафонов поведал сообщникам о том, что неплохо бы организовать нападение на заместителя управляющего местным отделением Московского банка реконструкции и развития Симоненко. За убийство Симоненко стрелявший в него Рейнгруберт получил 400 долларов, а второй участник преступления, Боровской, был поощрен 100 тысячами рублей. Наводчик Агафонов "заработал" 4000 долларов.
Раскручивая клубок преступлений, РУБОПовцы и следственная группа во главе со следователем по особо важным делам областной прокуратуры Анатолием Зарембой не смогли не заинтересоваться, какими путями поступало оружие к бандитам. В результате оперативных действий они вышли на Андрея Сысоева, работавшего директором ИЧП "Гвалд". В подвале садового домика родителей Сысоева нашли сумку, в которой обнаружили 68 самодельных патронов, 8 пистолетов Макарова с глушителями, более 500 патронов разного калибра, затворные замки к отечественным и зарубежным пистолетам.
Самоучка занимался тем, что переделывал газовое оружие в боевое, изготавливал приспособления для бесшумной стрельбы и даже делал по заказу патроны необходимого калибра. В 1996-м году он познакомился с главарем банды Ященко. Тогда же и выполнил его первый заказ.
О том, что дома у него может быть обыск, Сысоева предупредил работник милиции. Кто именно - над этим долго ломали голову следователи, пока не вышли на старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с преступлениями против личности службы уголовного розыска УВД Ростова Андрея Сидорова. Как выяснилось впоследствии, он пользовался услугами Сысоева. По его просьбе умелец переделал газовый пистолет в боевой, снабдив его сменным стволиком, что позволяло использовать патроны калибра 5,45 и 9 мм. За подобные услуги милиционер денег не давал, а расплачивался организацией "крыши". Так, после расстрела троих человек на фирме "В.А." он, пользуясь служебной информацией, сообщил Сысоеву, какого типа оружие там применялось. Выяснив, что его знакомый оружейник причастен к преступлению, от следственных органов информацию он скрыл. А Сысоеву порекомендовал на несколько месяцев покинуть Ростов.
Учитывая то, что задержанный Сысоев во всем чистосердечно признался и активно помогал следствию, Ростовский областной суд приговорил его к 4,5 годам лишения свободы. Сотрудник правоохранительных органов Сидоров, снабжавший к тому же банду милицейской формой, уволен из органов милиции. Судом ему определены всего лишь четыре года лишения свободы условно, с испытательным сроком.
На счету банды - десятки других преступлений. Один бандит насмерть забил человека, который сделал ему замечание, другой "просто так" бросил гранату в окно продуктового магазина и разворотил при этом торговый зал, третий ограбил дом собственной возлюбленной...
Все участники шайки - не работали. Большая часть из них употребляет наркотики. Листая материалы дела, удивляешься тому, с какой быстротой от основного ядра банды отпочковывались более мелкие группы со своими руководителями. И как "дружно" они сливались вместе, если это требовало общее "дело".
Ростовский областной суд признал особо опасными Дмитрия Ященко и Дмитрия Головина, они получили пожизненные сроки. Михаил Боровской, исполнитель убийств, проведет за решеткой 25 лет. Владимир Живаев, Вячеслав Петюкин и Вячеслав Рейнгруберт, на каждом из которых по 2-4 трупа, получили по 20 лет лишения свободы. Заказчица Елена Грибова отсидит 12 лет, наводчица Елена Николаева - 10. Общий срок банды, не считая двух пожизненных, "потянул" почти на 300 лет.