ЗАВТРА НАЧАЛАСЬ ВОЙНА

"Привет вам, дорогие папа, мама, тетя, племянники от вашего сына и свояка фронтовика Валентина.

"Привет вам, дорогие папа, мама, тетя, племянники от вашего сына и свояка фронтовика Валентина. Пишу спеша, под свистом немецких пуль и разрывы снарядов и бомб.
Во-первых, я вам сообщаю, что в бой вступил 22 числа в 8 часов утра, а бой начался в 4 часа, и, таким образом, успели принять всю тяжесть начального удара немецких фашистов. Несмотря на это, мы отходили в полном порядке до 24 июня. 25 числа нам, с моим орудием и отделением, пришлось отражать натиск танков, где мы их уничтожили около 10 штук, но 11-й не успели, и по нашему орудию открыли артиллерийскую стрельбу, и наше орудие было разбито, и 3 моих товарища были ранены. Мне лично пришлось их вынести на безопасное место от танков, которые притесняли своим пулеметным, орудийным огнем и колесами (вероятно, гусеницами. - Ред.) Перевязал раны и с большим трудом смог отправить в тыл, а сейчас где они, сам не знаю. Сейчас я совершенно оторван от всех близких, знакомых, и после того как разбили мое орудие, мне пришлось включиться в стрелковую роту, которая была в обороне по борьбе с воздушным десантом, и действуем сейчас в районе города Могилева.
Пока... нет никакой опасности для жизни. Я прекрасно понимаю, сколько все это стоило забот вам, чтобы узнать обо мне, и сколько было пролито слез, но преждевременно не переживайте.
Всех целую и жму ваши руки. До свидания. Валентин.
30 июля 1941 года".
Эти два блокнотных листочка в клеточку, торопливо и густо исписанных простым карандашом, - первая и последняя весточка, которую Валентин Андреев послал с фронта в свою деревню Цудзялуд Тыловайского (ныне Дебесского) района Удмуртской АССР. В июле 1941 года он погиб под Могилевом.
* * *
"Здравствуйте, мои дорогие, родненькие Зинуська и доченька!
Посылку и письмо получил, которым рад до слез. Благодарю и еще раз благодарю. Зинусик, ты пишешь, чтобы я сообщил о себе. Сообщу ниже. Зинуська, доченька, вам говорят, что я смело дерусь. Да, трусом я не был и не буду, а вам надо помнить одно: лучше быть вдовой и не иметь отца-героя, нежели быть женой и дочерью труса и изменника.
...Не поддавайся общей панике. Немцы имеют временный успех, и то незначительный, а сломить героизм наших людей и победить им никогда и ни за что не удастся... Ты себе не можешь представить, что делают эти красноармейцы-герои, когда им крикнешь: "За Родину!.."
До свидания, дорогие мои. Крепко-крепко целую.
Ваш Ваня.
Пиши. Жду. Целуй и жалей доченьку.
30.06.41 г."
Это последнее письмо командира танкового батальона капитана Ивана Бокова. В одном из боев под селом Федоровка Житомирской области Иван Ильич Боков был смертельно ранен. В первых числах июля 1941 года семья капитана Бокова еще оставалась в Житомире и успела получить от Ивана Ильича письмо.