ХЭЛЛО, ДОЛЛИ!

В минувшую пятницу скончался прекрасный киноактер Михаил Глузский. Эту новость сообщили все телеканалы. Ведущая восьмичасового вечернего выпуска на ТВЦ Оксана Подрига сказала о покойном: "Актер из плеяды тех театральных стариков, которые являлись гордостью нашего кино и театра". В полночь другая ведущая новостей канала Наталья Пастушная, касаясь случившегося, слово в слово повторила формулу своей коллеги.

Не стану упрекать за фактическую ошибку в приведенной выше фразе: Глузский и по образованию своему, и по долгой жизни в искусстве был типичным КИНОактером, на сцене оказался лишь в конце своей жизни, да и то - из-за нынешнего малокартинья. Так что, если и можно было назвать его стариком, то уж никак не театральным. Но меня, признаться, поразило другое: тележурналистка, не моргнув глазом, скопировала чужую фразу, не указав ее автора и не сославшись на какие-либо другие источники.
Впрочем, она поступила вполне в духе нынешних телевизионных нравов, где "клонирование" (не хочу употреблять грубого слова "плагиат") стало расхожим явлением. Причем это действительно не воровство, которое обычно происходит втайне, с некоторым страхом перед законом и порядочными людьми, а именно модное ныне, с легкой руки, вернее, с легких копыт шотландской овечки Долли, клонирование.
Никого сегодня не удивляет, что на двух крупнейших телеканалах - НТВ и ОРТ - живут клонированные программы "О, счастливчик!" и "Кто хочет стать миллионером?" В них все повторено один к одному: и оформление студии, и чемоданчик с деньгами, и даже музыка. Тут, правда, оправданием может служить, что речь идет о покупной передаче, права на которую перешли от одной телекомпании к другой. А вместе с правами - и обязанность строго следовать купленному оригиналу.
Но если отвлечься от телевизионного "импорта" и обратиться к отечественному репертуару, то и тут нам не уйти от назойливого господства клона. Внутри популярных эфирных жанров постоянно образуются схожие до неприличия передачи. Викторины в последние годы стали строиться по одному и тому же шаблону примитивной "угадайки". Участникам задают загадки по принципу: отгадал - получи. И уж неважно, что надо отгадывать: слова, исторические факты или музыку. Важнее подарки - их количество и стоимость. Иногда мне даже кажется, что очередная телевикторина, запускаемая на каналах, отличается от предыдущих набором и дороговизной выигрышей в гораздо большей степени, чем содержанием.
Большинство подобных клонированных викторин долго не живет: прошел сезон и, глядишь, ее уж нет в сетке вещания, и только телевизионная "долгожительница" - передача "Поле чудес" - обязана своим многолетним успехом не богатству призов. Она хороша прежде всего людьми, приезжающими на передачу, их судьбами и биографиями, рассказанными перед миллионной аудиторией, их открытыми лицами, добрыми сердцами.
Знаю, что некоторым зрителям - сужу по письмам в редакцию - не нравится, когда Леонид Якубович принимает от участников викторины подарки или даже выпивает с ними. Упрекают его чуть ли не в корысти и алкоголизме. Не понимают, что все это он делает для того, чтобы помочь своим гостям раскрыться как можно полнее. Почувствовать себя в студии как дома. Обнаружить в эфире то золото души, которое много дороже утюгов, пылесосов и телевизоров, предлагаемых в призовом наборе.
Участники телевикторин действительно служат их украшением. Недаром передача "Угадай мелодию" сошла на нет: зрителям надоело смотреть на однообразного, размахивающего руками Валдиса Пельша, когда его герои, подавленные самовлюбленным ведущим, находились в тени. С другой стороны, "Умницы и умники", жемчужина нашего ТВ, живет уже немало лет из-за населяющих программу неповторимых эрудитов-подростков.
В минувшее воскресенье телевикторина была посвящена Пушкину, женщинам в его жизни. Автор и ведущий передачи Юрий Вяземский, влюбленный в культуру и в своих юных конкурсантов, тему, которая для другого могла бы стать поводом для сенсаций или сальных намеков, сумел раскрыть целомудренно и нежно. Передача, в коей нам, как всегда, показывали крупным планом пытливые, горящие любовью к поэзии лица юношей и девушек, заставляла верить, что в стране подрастают сегодня не только наркоманы, проститутки и малолетние преступники.
Две детали, которые лучше всяких слов показывают несхожесть "Умниц... " с клонированными образцами телевикторин. В передаче нет денег и призов - только символические "ордена", вручаемые за верные ответы на сложнейшие вопросы. И еще: превосходную программу, увенчанную премией ТЭФИ, телечиновники втискивают в 25 минут эфирного времени. Она для них обуза: ни тебе высокого рейтинга, ни богатых рекламодателей, ни всенародно известных, "тусовочных" лиц в эфире.
Другое дело растиражированные во множестве вариантов кровавые сериалы про "ментов": на всех каналах, куда ни глянь, догоняют, стреляют, бьют - чаще всего уж и не поймешь кого, за что, в связи с чем. Если включить наобум в лучшее вечернее время телеприемник, то можно без особого ущерба для смысла (или бессмыслицы?) смотреть свирепую милицейско-полицейскую сагу, нашу или заокеанскую, с любой очередной серии в любом варианте...
Телевизионный клон, оказывается, способен тиражировать себя не только на экране, но и в жизни. В минувшую пятницу все телеканалы показали, как во время обсуждения в Госдуме земельного кодекса депутаты-коммунисты окружили трибуну, не пуская туда министра Г. Грефа. Аналитики заметили: впервые этот "прием" был применен в украинском парламенте, теперь вот, увидев его по ТВ, "находку" использовали и наши.
В общем, как говорили прежде, клонирование широкой поступью шагает по стране. Привет тебе, крошка Долли, хэлло!