11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРИЗНАНИЯ СУЛТАНЫ

Пономарев Алексей
Опубликовано 01:01 21 Июня 2001г.
Некоторое время назад в США вышла книга Джин Сэссон "Принцесса", в которой автор излагает историю жизни принцессы из правящего в Саудовской Аравии рода Саудитов и ее взгляды на окружающее общество. Повествование основано на личных дневниках принцессы, которую автор условно называет Султаной во избежание весьма печальных для представительницы королевской семьи последствий. Большой фактологический материал дополнили продолжительные беседы автора с Султаной - удивительной женщиной, обладающей недюжинными способностями и редким мужеством. Со страниц книги, которая вызвала бы фурор в США, если бы не тесные союзнические отношения Вашингтона и Эр-Рияда, предстает удручающая картина униженно-бесправного положения женщины в саудовском обществе, что само по себе в полной мере должно относиться к сфере интересов радетелей прав человека.

Как и все люди, говорит принцесса, я была рождена свободной, но и по сей день чувствую себя закованной в цепи, невидимые, но прочные, которых я не замечала до той поры, пока однажды не поняла, чего стоит быть женщиной в нашей стране. Следствием этого осознания и явился страх, в котором живет каждая саудовская женщина. Страх, от которого нет спасения.
"Поразительно, - с горечью говорит Султана, - что на земле моих предков человеческие отношения по-прежнему такие же, как и тысячу лет назад. Мужчины в моей стране верят, что они высшие существа, и ведут себя соответственно".
Авторитет саудовского мужчины безграничен. Он казнит и милует, его жена и дети будут жить, если только он этого пожелает. У себя дома он представляет высшую власть. С самого детства мальчикам внушают мысль, что женщина не имеет никакой ценности и служит лишь для удобства и удовольствия. Ребенок видит пренебрежение, с которым относится отец к его матери и сестрам. Приученный с детства к роли хозяина, мальчик, когда настает для него время зрелости, считает свою подругу не более чем частью имущества. Женщин игнорируют отцы, третируют братья и оскорбляют мужья. Чего стоит хотя бы еще практикуемая варварская традиция женского обрезания, в результате чего у девушки почти полностью удаляются наружные половые органы, чтобы впоследствии у мужчины при половом акте не возникало бы никаких трудностей.
Мужчины знают только один способ получить удовлетворение, беря себе все новых и новых жен, за которыми следуют все новые и новые наложницы. Обращаясь с женщинами, как с рабынями, как со своей собственностью, мужчины делают себя такими же несчастными, как и их жены. Любовь и товарищество становятся невозможными для обоих полов. История наших женщин, продолжает Султана, скрыта под паранджой тайны. Рождение или смерть женщины нигде официально не фиксируют; женщина не может выйти из дома без разрешения или сопровождения мужчины; она не может быть даже свидетелем на суде и вынуждена на людях быть анонимной тенью, скрытой под чадрой и глухим плащом - абайей. Женщина до последнего времени была недостойна современного образования, ее уделом была зубрежка Корана. Султана говорит о нравах саудовского общества в целом и правящего клана, насчитывающего до 30 тысяч членов, в частности: "Мне кажется, что большинство людей нашего поколения разложились именно из-за того, что жизнь их проходит без каких-либо проблем, а большие деньги от нефти лишили их амбиций и желаний, ради которых стоило бы трудиться. То, что монархия в Саудовской Аравии настолько ослабла за последние годы, в немалой степени стало следствием страсти молодых отпрысков королевского дома к экстравагантности, расточительству, алкоголизму и наркомании".
Принцесса рассказывает историю о том, как ее 15-летнюю сестру насильно выдали за 63-летнего старика-извращенца в качестве третьей жены, фактически принеся ее в жертву, как какую-нибудь овцу. "Жених поднял вуаль Сары и расплылся в довольной ухмылке, - повествует Султана. - Сестра была слишком накачана успокоительным, чтобы реагировать, и не шелохнулась, глядя на своего нового хозяина. Мужчины собрались отдельно и подписали брачный контракт между собой, оговорив детали, от которых моей сестре было ни холодно ни жарко. Священник объявил, что Сара теперь законная жена и что положенный в таких случаях выкуп за невесту выплачен сполна". Не стерпев надругательств, девушка попыталась наложить на себя руки, но чудом осталась в живых. Позже (и это стало своеобразным исключением) она вторично вышла замуж и обрела покой и счастье. Вообще ислам предоставляет право развода мужчинам, не спрашивая их о мотивах; что же касается женщины, то ей добиться развода с мужем чрезвычайно сложно.
Повествование Султаны изобилует эпизодами, от которых волосы просто встают дыбом. Так, она рассказывает о регулярных поездках богатых саудовцев в Каир, где те фактически покупают 9-10-летних девочек у бедных многодетных семей, а затем насилуют их. Или об излюбленном развлечении молодых принцев, арендующих целые самолеты с проститутками непосредственно из Парижа. Или о безудержных сексуальных эскападах саудовских принцев и богатеев в Таиланде и на Филиппинах.
В то же время в стране фактически хозяйничает религиозная полиция нравов - мутава, нагоняющая страх на иностранцев и большинство саудовцев. Султана рассказывает, как одна из ее служанок-филиппинок появилась на рынке в платье, которое открывало ее колени, что разъярило мутаву. Религиозные фанатики избили ее палками и выкрасили ноги красной краской. В другой главе Султана поведала о своих подругах Наде и Вафе. С отчаяния перед неизбежным браком поневоле они стали встречаться и проводить время в компании с иностранцами. И хотя обе сохранили девственность, расплата была жестокой. Мутава через сеть осведомителей обнаружила их, арестовала и передала в руки отцов. Вафу отдали в качестве третьей жены за престарелого бедуинского шейха. Судьба Нади была ужасной. В присутствии всей семьи отец утопил ее в домашнем бассейне. Причем после этого принял публичные поздравления представителя духовенства.
Леденит кровь история 13-летней девушки, ставшей жертвой насилия одурманенных наркотиками и алкоголем приятелей ее брата. Она забеременела и попала в руки мутавы. Молодые насильники всю вину свалили на якобы распутство девушки. После родов шариатский суд признал девушку виновной в прелюбодеянии и приговорил к побитию камнями. Вот подробное описание Султаной сцены расправы: "Огромная толпа с самого утра ждала приведения приговора в исполнение. Всем не терпелось посмотреть на воплощенную безнравственность. Толпа, разомлевшая под жарким солнцем, уже начала волноваться. Но вот из полицейской автомашины грубо вытолкнули несчастную. Руки приговоренной были связаны за спиной, а голова низко опущена. Один из мужчин громким голосом огласил приговор. Девушке заткнули рот грязной тряпкой, а на голову надели черный колпак. Ее силой поставили на колени, и здоровенный палач нанес ей плетью 50 ударов по спине. Подъехал самосвал и выгрузил кучу камней. Человек, который зачитывал приговор, объявил толпе, что можно начинать. Большая группа людей, в основном мужчин, кинулась к куче и принялась швырять в девушку камни. Вскоре несчастная упала, тело ее содрогалось при каждом новом ударе. Время от времени избиение прекращалось, и врач подходил пощупать у приговоренной пульс. Прошло около двух часов, когда он, наконец, констатировал смерть".
Вот еще одна не менее драматичная история. Подруга Султаны училась в Англии в университете и там познакомилась со студентом-американцем. Молодые полюбили друг друга, но потом у них что-то не заладилось. Подруга возвратилась домой в Саудовскую Аравию, где попала в руки к всезнающей мутаве. Публичной казни семья предпочла заточение провинившейся в особой "женской комнате". Ее окна и дверь были замурованы, в полу проделано отверстие для нечистот, а еду бедняжке просовывали под дверь. Через несколько месяцев несчастная сошла с ума. В заточении она провела несколько лет. Девушку выпустили только недавно, после смерти ее отца и дяди, который и возглавлял местную мутаву.
Этот кошмарный список можно было бы продолжить. Самой Султане, как принцессе, повезло больше - ее выдали замуж за принца, который ей нравился. После свадьбы молодые стали жить в неслыханной роскоши, но и в согласии. У них родились дети, но семейное счастье оказалось разбитым, как только муж, казавшийся просвещенным и современным, объявил Султане, что берет новую молоденькую жену.
Постепенно сознание необходимости перемен завоевывает все больше сторонников среди образованных слоев саудовского общества. По общему мнению, наиболее восприимчивым к ветрам назревших реформ был покойный король Фейсал. Султана говорит о том, что кое-какие сдвиги, пусть мучительные и медленные, но все-таки происходят. Улучшилось образование и медицинское обслуживание женщин. Все больше они имеют возможность вырваться за границу. Среди молодого поколения саудовских мужчин пробиваются ростки просвещения и гуманизма. Султана вспоминает, что взлет надежд пришелся на период после войны в Заливе 1991 года, когда страна была наводнена американскими военнослужащими, значительную часть которых составляли женщины. Можно представить себе шок для саудовского общества от уверенных в себе, независимых и профессионально подготовленных американок. Десятки саудовских женщин обнажили лицо и сели за руль автомобиля. Но саудовская весна оказалась короткой. Религиозные мракобесы взяли верх, многие смелые женщины серьезно пострадали и вынуждены были вернуться во вчерашний день. Как это ни парадоксально, в XXI веке средневековье берет реванш в отдельно взятой стране, впрочем в ту же компанию можно записать и некоторых соседей по Заливу, и талибский Афганистан.
В заключение Султана с горечью констатирует: самое для нее грустное зрелище, это когда она видит сегодня своих подрастающих дочерей в абайе и под чадрой - еще одно поколение женщин, порабощенных мужчинами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников