КВАРТИРУ - ИЗМОРОМ

Оранжевая двухместная палатка у подножия памятника Ленину перед зданием Тюменской областной администрации стала временным пристанищем трех жительниц Тюмени. Больше недели назад они объявили бессрочную голодовку, требуя создания их семьям нормальных жилищных условий.

Подвергаясь нашествию туч мошкары и сотен зевак, они спасаются от первых припасенными мазями, а вторым терпеливо объясняют причину своего неординарного поступка. О голодающих матерях рассказали газеты, репортажи о них дали тюменские студии телевидения и радиостанции. Кроме прохожих и журналистов, их выслушали первый заместитель главы города Николай Романов и заместитель губернатора Борис Петренко, отвечающий за жилье и коммунальное хозяйство. Оставшийся на время командировки мэра первым лицом в городе, Николай Романов приходил дважды. Как шутят возмутительницы спокойствия, во второй раз поинтересовался, не требуется ли какое благоустройство возле палатки. На что бойкие на язык женщины отвечали, что поскольку они столько времени голодают, то "удобства" им без надобности.
Одни прохожие им сочувствуют, а местные коммунисты даже выставили в поддержку акции круглосуточный пикет, другие называют голодающих авантюристками, третьи - очень наивными людьми.
А объявить голодовку и поселиться в палатке под окнами губернаторского кабинета вынудила женщин безысходность. Работница хлебокомбината Людмила Рычкова живет с мужем и тремя детьми в комнате общежития, где и тесно, и высокая влажность, расцвел грибок, чернеют обои, нет элементарных удобств. Продавец Валентина Екимова с дочерью и безработная Халида Шнайдер с семьей живут в том же общежитии, в таких же точно условиях.
Аварийное здание неоднократно было обследовано комиссиями. Имеется акт о необходимости отселения живущих в нем людей. Первые восемь бедствующих переехали, но затем процесс переселения остановился. Это в значительной степени и подтолкнуло оставшихся к решительным действиям. Год они ходили по различным инстанциям - и все без толку.
Комнату Валентины в ее отсутствие освободили от вещей, вывезли их на какой-то склад, а в бывшем жилище быстро соорудили туалет.
В первый раз женщины вышли на площадь перед администрацией 6 июня. Им, по их словам, милиция заломала руки и отвезла в отделение, где сняли отпечатки пальцев, сфотографировали для архива, где хранятся снимки особо опасных рецидивистов. Суд оправдал женщин, но как только они разбили палатку и объявили голодовку, снова пришлось отвечать перед правосудием. На этот раз одну оштрафовали на сто рублей, другую - на двести. Третьей, как безработной, вынесли предупреждение.
В свое время Людмила Рычкова была в льготной очереди на своем предприятии вторая, а в городской льготной очереди, куда записалась 15 лет назад,- полуторатысячной в огромном списке. Теперь в том же списке льготников она уже под номером 2066, Халида была пятисотой, теперь значится под номером 1084. Всем ясно, что этой очереди никогда не будет конца. Валентина Екимова в городских списках на улучшение жилищных условий вообще не значится.
Эти три женщины, объявившие голодовку, в своих стремлениях переселиться в новую квартиру далеко не одиноки. В самом центре города, в двухстах метрах от областной администрации, на улице Орджоникидзе, стоит почти по крышу вросший в землю дом без окон. В нем более сорока лет назад временно поселился с семьей Владимир Попыванов. Не дождавшись новой квартиры, ушла из жизни жена, теперь шестидесятичетырехлетний вдовец в халупе без света, воды и тепла ждет своего конца, горько замечая, что он наступит раньше, чем появится возможность отметить новоселье.
Так же в центре города по улице Тарская стоит и другой дом, хозяин которого с завидным упрямством через суды добивается своего права жить именно тут или получить надлежащую компенсацию.
Всего же в Тюмени сегодня более ста тысяч квадратных метров жилья не пригодно для эксплуатации и требует срочного отселения людей. Помимо областного центра проблемы остро стоят и в старинных городах Тобольске, Ишиме, Ялуторовске, в других районных центрах, где ветхий фонд составляет более шестисот тысяч квадратных метров.
...А женщины намерены голодать до тех пор, пока власти не удовлетворят их требования. И что потом? На их место встанут другие?..
* * *
Ситуация, о которой здесь идет речь, к сожалению, достаточно типична. Тему "очередников" мы продолжим в ближайших номерах.