АВТОМОБИЛЬ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ УЖЕ ПРИЕХАЛ

Это событие прошло без фанфар и даже без особого внимания со стороны прессы. Просто у подножия Капитолийского холма остановился необычной формы "самодвижущийся экипаж", как это называлось в начале века, с крупными буквами на боках "NECAR-5". Ниже, помельче - "newenergy". Аббревиатура из пяти букв расшифровывается как "Новый электрический автомобиль", а слово - как "новая энергия". Так, скромно, с небольшим числом свидетелей, была провозглашена новая эра - самодвижущихся экипажей без бензинового двигателя.

Впрочем, удивляться не приходится, примерно так оно бывало и прежде. Сто лет назад изобретатели должны были доказывать, что "кареты с мотором" выгоднее и удобнее, чем кареты, запряженные лошадьми. В мае 1903 года с этой целью из того же Сан-Франциско в небывалый трансконтинентальный автопробег стартовали на машине марки "Уинтон" Нельсон Джексон и Сиуок Крокер. Они были первыми, кому это удалось, но тогда их путешествие до Нью-Йорка заняло 64 дня.
Кто-то восхищался, но газетные карикатуристы иронизировали над попыткой убедить публику в преимуществах мотора перед лошадью. Что произошло в следующие десять десятилетий, всем известно, - как принято говорить, автомобиль создал Америку. Она покрылась сетью первоклассных дорог с мощной индустрией обслуживания автопутешественников. По ним теперь "NECAR-5" пересек континент в общей сложности за 15 дней, а фактически в движении находился 85 часов, то есть трое с половиной суток.
Конечно, современный автомобиль без труда проделает то же самое, но суть не в этом, а в том, что "NECAR-5" преодолел это расстояние без капли бензина, не загрязнив окружающую среду.
Стоя у ступеней Капитолия, это средство передвижения издавало лишь мягкое урчание и не выбрасывало выхлопных газов. Но это и не обычный электромобиль. Фирма "Даймлер-Крайслер" первой из "большой тройки" автомобилестроителей создала достаточно практичный двигатель, который напрямую преобразует водород в электрическую энергию. Причем питался он не от баллонов со сжатым водородом, как в некоторых конструкциях, а залитым в бак метанолом - древесным спиртом.
Это вызвано практическими соображениями: новый экипаж нужно сначала "вписать" в существующую инфраструктуру, а в ней метанол, из которого сравнительно легко выделить водород, уже доступен почти везде в то время, как водородные баллоны - кстати, куда более взрывоопасные - только в отдельных местах. Благодаря этому "NECAR-5" и смог без особых проблем преодолеть дистанцию в 5220 километров за "нормальное" время через разные климатические условия - снег, град, ураганный ветер и дождь, а также 35-градусную жару.
Средняя скорость была около 50 километров в час, но на шоссе иногда - в чисто экспериментальных целях - разгонялись до 145 километров. Более тысячи километров пришлось на горные дороги на высоте до трех тысяч метров. Случались мелкие поломки, но двигатель отработал свое безупречно.
Специалисты задаются вопросом: означает ли это смертный час бензинового двигателя? И отвечают: нет, не означает - по крайней мере в ближайшие 20 лет. Новинка будет входить в повседневную жизнь по мере ее усовершенствования и возникновения новой автодорожной инфраструктуры.
Но сам этот процесс неостановим. Во-первых, бензиновый двигатель достиг предела того, на что он способен. Во-вторых, и это главное, США не хотят зависеть от иностранной нефти и вообще от этого вида топлива как по стратегическим, так и по экологическим мотивам. Вот почему над усовершенствованием принципиально нового двигателя работает сейчас, объединив ресурсы, вся "большая тройка" - при финансовой поддержке правительства.
И вот почему у понимающих людей не вызывает сомнения то, что их дети, а тем более внуки будут ездить на "потомстве" скромного "NECAR-5". А сам этот "водородомобиль" займет место в столичном Смитсоновском музее рядом со своим предком "Уинтоном". Он тоже, по американскому выражению, сделал историю.

Комментарии для сайта Cackle
Конкурс на лучшее применение мавзолею Ленина, объявленный Союзом архитекторов, пришлось закрыть через два дня из-за шквала негатива.