ТЕМНАЯ ЛОШАДКА

18 октября 2001 года в должность руководителя аппарата главы администрации Чечни в ранге вице-премьера правительства республики вступил Яков Александрович Сергунин. Представляя его членам правительства и главам районных и городских администраций, Ахмад Кадыров (видимо, очарованный им) даже сослался на то, что этого человека ему "послал Аллах..."

Восшествие нового чиновника "на престол" было отмечено с помпой. Вот как описывает это действо помощник заместителя председателя правительства Андрей Пилипчук: "В тот день охрана главы администрации взяла под контроль посты охраны комплекса правительственных зданий... Приехали люди с бородами, в натовском камуфляже, обмотанные пулеметными лентами, увешанные гранатометами. На одном из них была черная шапочка с надписью "Ичкерия"... С этого дня среди многих сотрудников администрации ЧР - чеченцев то и дело стало проявляться неприязненное отношение к специалистам, приехавшим работать в Грозный из других регионов России".
На следующий день после "воцарения" Сергунин собрал сотрудников аппарата и дал понять, что русским следует поискать себе место за пределами республики...
Правда, сам Сергунин - не чеченец, а, по одним сведениям, русский, по другим - цыган. Но, появившись в республике, он принял мусульманство и женился на чеченке.
Конечно, вероисповедание - дело совести самого верующего. Но так ли уж правоверен вице-премьер? Даже в дни священного поста в ревностном исполнении мусульманских адатов он замечен не был. Напротив, заслуживающие доверия источники свидетельствуют, что в эту пору он не прочь был предаться ночным пиршествам, а, набравшись, гонялся за женщинами в правительственной гостинице. Некоторые сотрудницы гостиницы (подальше от позора) были вынуждены уйти с работы... Дело дошло до того, что председатель правительства Чечни Станислав Ильясов даже потребовал выселения Сергунина из гостиницы. Однако Кадыров в данном случае решимости не проявил...
Многие здесь утверждают, что цель у Сергунина - сместить премьер-министра Ильясова и его министра финансов Сергея Абрамова. И не только потому, что оба они русские. Влиятельный чиновник, похоже, стремится установить контроль над финансовыми потоками, идущими на восстановление Чечни. А право финансовой подписи сегодня имеет один чиновник - Ильясов.
В адрес Абрамова уже посыпались анонимные угрозы: уходи с поста подобру-поздорову, а то, мол, не поздоровится. Сам Сергунин отваживается на странную провокацию. Подписанные в марте в Москве документы утвержденного на нынешний год бюджета Чечни куда-то исчезают. В течение длительного времени финорганы не выплачивают людям зарплату. Выясняется, что из федеральной службы фельдсвязи документы под личную подпись взял... да, руководитель аппарата главы администрации Чечни. Почему вовремя не доставил по назначению? Знающие люди утверждают: чтобы создать тревожную ситуацию и опять же "свалить" Ильясова с Абрамовым.
Как-то Сергунин устроил пирушку для журналистов, пригласив на нее молодых чеченок. Но перебрал и стал "ревновать" своих гостей к девушкам. Впал в такую ярость, что одному из корреспондентов (фамилию не называю) пообещал "оторвать" голову, даже если он уедет домой, в Санкт-Петербург. "Мы тебя найдем, - шумел вице-премьер. - У нас длинные руки..." При этом наставил на журналиста автомат "Кедр", с которым не расстается...
Так кто же он такой, Яков Сергунин, занимающий высокую должность в Чечне?
В своей автобиографии Сергунин при поступлении на госслужбу писал, что он родился в 1954 году в Свердловской области... "Переход с одной работы на другую объясняется повышением профессионального уровня. К судебной ответственности не привлекался". И дата - 13 сентября 1999 года.
Кроме времени и места рождения, все здесь требует уточнений. Вот официальный документ: "21.07.87 года приказом 8-го Главного управления МВД СССР Сергунин Я.А. уволен из органов внутренних дел... по статье 69 - "совершение поступков, дискредитирующих звания начальствующего состава, положения о прохождении службы рядовым и начсоставом в органах внутренних дел".
А вот определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР: "Сергунин, Яков Александрович... осужден к лишению свободы по ст. 195 ч. 2 УК РСФСР к 2 годам, по ст. 175 - к 2 годам, по ст. 207 - к 6 месяцам... и по совокупности преступлений - к 3 годам в исправительно-трудовой колонии усиленного режима".
"Сергунин, - говорится далее, - осужден за то, что он, работая в 17-м отделе 8 Главного управления МВД СССР, совершил должностной подлог, похищение документа особой важности, высказал угрозу причинения тяжких телесных повреждений и покушался на умышленное причинение телесных повреждений..." Этот судебный вердикт был вынесен 18 июля 1988 года.
Такой вот букет. И это не все. В Интернете появилась информация, что российские спецслужбы располагают данными о причастности Я. Сергунина к структурам, занимающимся незаконным оборотом наркотических средств в международном масштабе. Прослежены даже наиболее близкие связи Сергунина в криминальной среде. Это Александр Боровских, цыган, кличка "Барон"; Калистрат Петренко, цыган, кличка "Листар", Александр Лаврентьев, кличка "Сано". Все они живут в Казахстане, промышляют подпольной торговлей опием и героином. У самого Сергунина в криминальных кругах, как говорят, кличка "Ян - московский"...
Кроме того, высокопоставленный чиновник замечен, по некоторым сведениям, в связях с известным криминальным авторитетом Ильясом Султановым по кличке "дядя Ильяс", проживающим в Москве.
Знает ли обо всем этом А. Кадыров, пекущийся о моральной и нравственной чистоте своих подчиненных? Ведь, по его собственным словам, госслужащие в Чечне проходят тщательную проверку, и человеку непорядочному, так же трудно пройти этот фильтр, как верблюду - сквозь игольное ушко.
"Темная лошадка" Сергунин на высокую должность был назначен к немалому удивлению председателя правительства Ильясова. Узнав о назначении, премьер заявил: "Кто-то посоветовал Кадырову это сделать. Со мной это не обсуждалось и ни к чему хорошему не приведет".
Отношения у премьера с руководителем аппарата главы администрации Чечни, таким образом, не сложились с самого начала. В свою очередь, Сергунин публично заявляет о "непримиримых противоречиях" между Кадыровым и Ильясовым и предрекает скорый и бесславный уход нынешнего председателя правительства Чечни. Что это - недостойная чиновничья "разборка" или серьезный конфликт с различными подспудными интересами? Если между двумя руководителями и есть какие-то "высокие, принципиальные" разногласия, то, видимо, они запрятаны так глубоко, что судить о них сложно. Во всяком случае, и Кадыров, и Ильясов неоднократно публично заявляли, что никаких трений между ними якобы нет.
Как бы то ни было, но, похоже, не все ладно тут в кадровых делах в Грозном.
И последнее. Полпред президента России в Южном федеральном округе Виктор Казанцев так прокомментировал "Труду" ситуацию с Сергуниным: "о компрометирующих Сергунина материалах тоже знаю, но их проверка - это дело прокуратуры"...