10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СКОРЫЙ ПОЕЗД НА ЗАПАСНОМ ПУТИ

Иванова Татьяна
Опубликовано 01:01 21 Июня 2003г.
Мне позвонила вчера моя подруга Этери Кикнадзе.- Ты слышала новость? Министры договорились восстановить железнодорожное сообщение между Сочи и Тбилиси. Как ты думаешь, а скоро пустят поезд Москва - Тбилиси?- Не знаю, - честно ответила я.И услышала тяжелый вздох.- Жалко...

Я знаю, почему Этери так волнует этот поезд: у нее в Тбилиси старенькая мама, которую она не видела вот уже три года. Разве думала когда-нибудь моя подруга-грузинка, что развалится Союз и границы новоиспеченных государств пройдут вот так по живому. Ее мать останется в Тбилиси, а дочь уедет в Москву. И сердце будет рваться между обоими. В родной Грузии она, инженер-строитель, окажется в конце концов без работы, и придется за бесценок продать дом и дачу и ехать жить к дочери. И теперь, встречая нас в тесной московской квартире, каждый раз грустнеет, вспомнив о даче - солнечной, пропитанной запахами винограда и фруктовых деревьев. Разве так встречала она друзей в Грузии? Разве так угощала? Позабытые вкусы кахетинского вина и острой приправы, такие, как дома, разве купишь в Москве?
Но я считаю, что Этери еще повезло. Сколько ее земляков мыкается по свету в поисках заработка, а сколько оказалось без дома, без семьи и даже без гражданства в бывшей своей, а ныне чужой стране.
"Паны дерутся - у холопов чубы трещат". Это про нас, про наши бывшие союзные республики, в одночасье ставшие независимыми государствами. Не зависимыми от кого? От соседа? Брата? Друга? Мы ведь давно такими тесными связями переплетены, что начни рвать их - кровь польется.
И полилась. Почти десять лет тлеет костер грузино-абхазского конфликта. И политики никак не могут его затушить. Кто выиграл от этого противостояния? Местами почти обезлюдел Гальский район. Осталось в нем 45 тысяч человек, а было как минимум вдвое больше. Никто уже не едет пить "Боржоми", и отдыхающих в Гаграх, Пицунде и Новом Афоне поубавилось. Туристы тоже проложили тропы мимо воюющего Кавказа. Едут в Турцию. Берег Мертвого моря стал им ближе берега Черного. Cтоят "на приколе" поезда, следовавшие когда-то в Тбилиси, Ереван, Батуми, Сухуми, Цхалтубо.
Казалось, все это теперь надолго: стреляющая Чечня, ощетинившаяся Грузия, страдающая от транспортной блокады Армения... Но добрые перемены последовали сразу после встречи президентов России Владимира Путина и Грузии - Эдуарда Шеварднадзе. Никто не верил, что они сумеют о чем-то договориться. В памяти еще свеж скандал с нотами протеста, который закатил грузинский лидер, когда из Сочи в Сухуми отправилась первая электричка. Произошло это 25 октября прошлого года. Грузинская сторона предъявила тогда претензии МПС России: какое, мол, имели право российские железнодорожники открывать пассажирское сообщение без нашего ведома? Потом, правда, все разъяснилось. Оказалось, что управление Абхазской железной дороги взяло в аренду электропоезд у российской коммерческой фирмы. Так железнодорожники прорвали экономическую блокаду республики.
А затем в Сочи 6-7 марта президенты договорились о дальнейших шагах в урегулировании грузино-абхазского конфликта. Они решили сосредоточить усилия на трех основных направлениях - возвращении беженцев и перемещенных лиц, открытии сквозного железнодорожного сообщения между Сочи и Тбилиси, а также на модернизации "Ингури-ГЭС" - и определили перспективы сооружения других объектов гидроэнергетики в верховьях реки Ингури.
Президенты обсудили и роль коллективных миротворческих сил СНГ. Дело в том, что срок действия их мандата истекает 30 июня 2003 года. Главы государств договорились, что миротворческие силы будут находиться в зоне конфликта до тех пор, пока одна из противоборствующих сторон не возьмется за прекращение операции.
Эдуард Шеварднадзе вынужден был огласить идею федерализации Грузии. Было однозначно сказано, что власти Грузии готовы рассмотреть проект федерализации страны, если это будет способствовать полномасштабному решению конфликта в Абхазии.
Эти планы не нашли поддержки у оппозиционно настроенного большинства в парламенте Грузии. Сегодня все считают, что открытие сквозного железнодорожного сообщения поможет наладить доверие и взаимопонимание между сторонами. Но, по мнению депутата Пикрия Чихрадзе, "открытие железной дороги входит в интересы России, но никак не отвечает интересам Грузии".
К счастью, многие думают иначе. Так, после встречи глав парламентов стран "кавказской четверки" - России, Грузии, Азербайджана и Армении - грузинский спикер Нино Бурджанадзе заявила, что "восстановление движения по железной дороге положительно скажется на экономике как Армении, так и Грузии". Словом, она подтвердила реальную значимость сочинских договоренностей.
Ну а железнодорожники опять-таки сделали первый шаг, чтобы претворить их в дело. Как известно, 19 июня в Тбилиси открылась XXXI сессия совещания министров Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Делегацию российских железнодорожников возглавлял первый заместитель министра Хасян Зябиров.
На сессии обсуждалось множество актуальных проблем - в частности, скоростного и высокоскоростного движения в сообщении Европа - Азия, пропуск демонстрационных контейнерных поездов, а также разработки очередного этапа транспортной политики ОСЖД. Но у Хасяна Зябирова была еще одна важная и деликатная задача - обсудить с коллегами из министерства транспорта Грузии план реализации принятого в Сочи президентами России Владимиром Путиным и Грузии - Эдуардом Шеварднадзе решения о восстановлении железнодорожного сообщения Сочи - Тбилиси. Для этого, кроме политической воли, нужен план практических мероприятий. В нем на первом месте стоит обследование совместными силами технического состояния полотна и искусственных сооружений на железнодорожной линии Сочи - Тбилиси. После этого можно будет определить круг задач, объем работ и требуемого финансирования.
Как сказал нашему корреспонденту Хасян Зябиров, "российские железнодорожники примут самое активное участие в восстановлении пассажирского сообщения между нашими странами".
- Сегодня все понимают, - заметил он, - что железнодорожный транспорт - это не просто стальная нить, связующая страны и континенты. Он помогает активизировать товарообмен, крепит межгосударственные связи и способствует экономическому развитию государств. Достаточно вспомнить, что если объемы перевозок железнодорожным транспортом в сообщении с Грузией в 1988 году составляли 286,7 тыс. тонн, то в последующие три года произошло их резкое снижение в среднем в два раза. И только в 2002 году наметился рост объемов в 1,7 раза к уровню предыдущего года. Эта положительная тенденция сохранилась и в нынешнем году. Причем объемы международных перевозок выросли по сравнению с аналогичным периодом сразу на 34,2 процента.
Разве это не подтверждение слов из майского послания президента РФ: "За счет беспрецедентного улучшения условий внешней торговли для нашей экономики Россия получила значительное экономическое преимущество и большие дополнительные доходы". Именно поэтому так велико значение тех шагов, которые делают навстречу друг другу наши президенты и наши страны.
Если железнодорожники берутся за дело, оно просто обречено на успех. Свидетельство тому - восстановление сообщения с Чечней, прекрасные дворцы-вокзалы в Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре. А также новые комфортабельные электрички, вагоны дальних поездов, в которых не тягостно любое расстояние...
Кто знает, может, и сбудется мечта моей подруги-грузинки: пойдет поезд и по забытому уже маршруту Москва - Тбилиси. И сотни людей купят билеты, поедут без пересадок и мытарств в родные места, чтобы обнять дорогих им людей. И мы порадуемся за них.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников