БОРЩ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА И КЛУБНИЧКУ ДЛЯ КОРОЛЕВЫ

Анатолий Николаевич Галкин в свое время кормил членов Политбюро - Лигачева, Рыжкова. Потом 12 лет был личным поваром Михаила Горбачева, а позже - Ельцина.

Правда, у Бориса Николаевича проработал меньше года: стало ему скучно, захотелось новых впечатлений. Много тогда поездил по миру. Работал шефом по русской кухне в ресторанах США, Германии, Финляндии, Мексики и Мальты. В это же время его пригласили "покашеварить" к Патриарху Алексию II. Сопровождая его в поездке на Селигер, в старинные русские города, повар готовил по церковным канонам. Старался. Из рук Патриарха получил награду за усердные труды. У плиты Анатолий Галкин - волшебник. Блюда видит глазами художника. Рябчик с кедровыми орешками, веточки зелени, помидорчик и россыпь граната. Неплохо, да?
- У настоящего повара не бывает стряпни, - доверительно говорит он мне, - такие у нас семейные традиции. Моя бабушка Анастасия Корешкова работала еще поваром у Сталина на кремлевской даче в Волынском.
- Скажите, а сегодня президенты требовательны к пище? Вы не боялись, что им не угодите?
- Они - такие же, как и все. Но заранее, конечно, уточняли у окружения, что же, к примеру, Горбачев охотно ест, а чего не любит, его вкусы и пристрастия.
- И что же предпочитал Михаил Сергеевич?
- В еде он прост. Огурцы, помидоры, рюмка водки, сало с чесноком. С удовольствием ел рыбку запеченную, борщ с мясом, базбаш из баранины. Завтракала чета Горбачевых дома либо в Кремле. Всем кулинарным изыскам предпочитали каши. Гречневую, перловую, овсяную, со злаками и сухофруктами. Кашки любили рассыпчатые, а еще больше разваристые, по-русски - "размазня". Если Михаил Сергеевич питал страсть к салу, то Раиса Максимовна не позволяла себе ничего калорийного. Никаких макарон и картофеля. Следила за собой, не ела продуктов с большим содержанием холестерина. Если гостили где-нибудь в азиатских странах, то она отказывалась от местных деликатесов, страшных для российского желудка. Например, от обезьяньих мозгов. А Михаил Сергеевич все это пробовал. Специально для Раисы Максимовны из Санкт-Петербурга присылали шоколадные конфеты "Жар-птица". Я таких в продаже не видел. Ручной работы. Нежные, прямо тают. Еще зразы "по-алма-атински" Горбачевы любили. Это творог, фаршированный цукатами, изюмчиком... Придается форма, обваливаются в миндальных орехах и обжариваются.
- Интересно, а чем кормили Ельцина?
- Борис Николаевич, как истинный сибиряк, любил мясные блюда. Готовили ему заправочные супы, мясную солянку, наваристый борщ, бульон с профитролями. В еде был не очень разборчив. И уже совсем не привередлив. Главное, любил покушать вкусно и плотно. Не знаю, как сейчас...
- У вас такая большая практика. Учиться, наверное, уже нечему?
- Учиться никогда не поздно. В каждой стране узнаю для себя что-то новое. В Мексике, например, - как готовить креветки, лангусты. В Финляндии - про рыбу. На Кубе - про овощи и фрукты. А вообще-то в мире всего три кухни: русская, японская и китайская. И больше, на мой взгляд, ничего. Ни итальянской, ни американской, ни европейской. Как и немецкой. Сосиски, бургеры, - это что, еда? У американцев вообще все собрано с миру по тарелке.
- Вы работаете сейчас в престижном столичном ресторане. Что обычно заказывают посетители?
- Только мы их гостями называем. Посетитель может зайти в пивнушку на кружку пива... А заказывают много дичи, медвежатину, лососину, хорошо идет баранья корейка.
- Как, на ваш взгляд, выглядит изысканное меню?
- Это те продукты, которые редко бывают за нашим столом. Допустим, мраморное мясо или медвежатина, тушеная в можжевеловом масле с лесными ягодами. Я иногда хожу в рестораны отведать и оценить искусство коллег. Что-то нравится. Но в основном кухня - никакая. Всего-то в Москве человек 20 нормальных поваров, которые что-то понимают.
- Мужчина и кухня - понятия вполне совместимые?
- Готовить по большому счету должен только мужчина.
- А кто у вас готовит дома?
- Честно говоря, даже не знаю, где кухня в квартире...
- Как нужно правильно питаться?
- С утра и до трех-четырех часов дня можно есть все что угодно, а потом только кефир.
- Мемуары не собираетесь писать?
- Написал уже книгу. Это не рецепты, а воспоминания о работе с президентами. Не забуду время, когда по обмену опытом полгода проходил стажировку в Англии, и свое знакомство с королевой Елизаветой. Накануне одного из приемов долго думал, что бы такое приготовить. Взял крупную клубнику, вынул сердцевину, начинил перетертой ягодой и добавил кедровые орешки под клубничным соусом. Подал все это с воздушным печеньем на шпажках. И назвал блюдо именем Елизаветы. Королева оценила: "Вкусно, оригинально. Ничего подобного в жизни не пробовала".