ВАЗ возвращается в свое "итальянское" детство. Как заявил глава совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов, компания ведет переговоры с ФИАТом о покупке платформ для автомобилей класса "А" и "В". На их базе автогигант хочет создать новую дешевую микролитражку, которая заменит нынешнюю "Оку", а также второе поколение "Калины". Планируется, что в год будет выпускаться 100-150 тысяч автомобилей. Цена микролитражки не должна превысить пять тысяч евро. Кроме того, АвтоВАЗ намерен организовать с итальянцами СП по производству двигателей объемом от 1,4 до 2,2 литра. Завод будет выпускать 1 млн. движков в год, среди которых будут как бензиновые, так и дизели.
Сотрудничество с итальянцами - не дань историческому прошлому, а вынужденный шаг. Без производства современных, недорогих и качественных автомобилей ВАЗу не выжить в конкурентной борьбе с азиатским, в первую очередь, китайским автопромом.
Проект потребует серьезных финансовых вливаний. По разным оценкам для его реализации потребуется от одного до двух млрд. долларов. Попутно автозавод вынужден идти на очень непопулярные меры. Как ожидается, с октября здесь сократят пять тысяч рабочих мест. Это должно сэкономить около миллиарда рублей в год. Однако по сравнению с предполагаемыми тратами это сущие крохи. Основную помощь автогигант рассчитывает получить от государства. Соглашение с итальянцами планируется подписать в конце лета или начале осени.
У советского, а ныне российского автопрома с ФИАТом давние связи. Волжский автозавод построен с участием итальянцев. Производившиеся на нем "копейки" и "шестерки" являются, по сути, модификациями FIAT 124. На ЗАЗе выпускали всем известного "горбатого" "Запорожца", который является потомком FIAT 600. Сейчас с итальянским автогигантом сотрудничает "Северсталь-Авто". Российская компания производит по лицензии FIAT Albea, в ее планах FIAT Ducato.