"СУХОЙ" ЛЕТИТ В ЕВРОПУ, А "ЭРБАСЫ" - В СИБИРЬ

По мнению ученых, ровно через год - 21 июня 2008-го наша планета может столкнуться с 800-метровым астероидом HZ51. Вероятность достаточно низкая. Но в худшем случае это приведет к изменениям климата, подобным тем, из-за которых 65 миллионов лет назад вымерли динозавры. Какие еще кошмары сулят нам футурологи?

Поводов для столпотворения было два. Во-первых, подписано соглашение, по которому 25 процентов плюс одна акция (блокирующий пакет) подразделения холдинга "Гражданские самолеты Сухого" были проданы итальянским компаниям "Финмекканика" и "Алениа Аэронаутика". По условиям сделки новый аукционер, в частности, будет частично финансировать реализацию проекта регионального самолета "Суперджет 100", разработанного "Сухим".
Во-вторых, заключен контракт также с итальянцами - авиакомпанией "ИтАли" о поставках десяти "Суперджетов 100", а также об опционе еще на такое же количество самолетов, производство которых начнется в 2008 году. Таким образом, "Сухой" совершил серьезный прорыв: реально пробился на внешний рынок не со своей знаменитой военной продукцией, а с гражданской.
Эта операция состоялась при полной поддержке российских властей, которые были представлены руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным. После подписания он дал эксклюзивное интервью "Труду".
- Борис Сергеевич, на салоне огромный интерес вызывают наши "МиГи", "Сушки". Теперь есть хороший пример в гражданской авиации - лайнер фирмы "Сухой". У остальных дела похуже. Как мы собираемся выбираться из кризиса, поразившего гражданское самолетостроение?
- Постепенно. Шаг за шагом и в нескольких направлениях. Первое - это продвижение самолета "Суперджет 100". Скорее всего, в перспективе он будет развиваться, вместимость возрастет до 110 или даже более мест. Это перспективный самолет по многим параметрам, включая, естественно, технологические. Значит, есть задел на будущее. К примеру, в области использования композитных материалов, новых сплавов, решений по комплектующим.
Другое направление - научное. Оно очень важно с точки зрения международной кооперации. В мире нет ни одного гражданского самолета, который бы прошел мимо нашего Центрального аэрогидродинамического института. Именно там, в центре мировой авиационной науки, осуществляется продувка абсолютно всех лайнеров. Сейчас в ЦАГИ создан стенд по прочностным исследованиям. Он единственный, уникальный, нацелен на аппараты класса новейшего "Боинга-787" с фюзеляжем из композитных материалов. Американцы фактически отдали пальму первенства российским "прочнистам".
Так что наука - один из наших приоритетов. Европейцы собирались сделать алюминиево-литиевую кабину - это российская технология. Я уже не говорю о титане - мы самый крупный поставщик. Наши наука, материалы, комплектующие могут использоваться всем мировым сообществом. И мы можем участвовать в проектах "Боинга" и "Эрбаса". И, наконец, мы планируем создать новый ближне-среднемагистральный МС-21 - "самолет ХХI века", который, надеюсь, заменит самолеты семейства Ту-154.
У нас есть серьезный план выхода из тяжелого состояния, ведь 15 лет не было вложений в гражданскую авиацию. Только начиная с 2000 года эта сфера получила внимание со стороны правительств, пошли инвестиции, в первую очередь в область исследований. Чудес не бывает, но постепенно, используя лучшие свои качества, возможности, мы постараемся остаться в тройке мировых лидеров. Именно эта задача стоит перед Объединенной авиастроительной корпорацией.
- Но пока наши авиакомпании закупают "Боинги" и "Эрбасы". Так, на авиасалоне "Сибирь" объявила о приобретении 25 самолетов, а в перспективе вообще намеревается перейти на исключительно иностранную технику.
- Согласен, не очень радостное событие. Действительно, мы скорбим по этому поводу, но это их выбор. Руководители компании считают, что не смогут реализовать свои планы с помощью наших самолетов. Это их суверенное решение, но такая ситуация должна и нас всех подхлестывать. Потому что мы не можем постоянно рассчитывать на действующие модели Ту-204, Ил-96. Сейчас думаем, как их модернизировать. Может быть, к примеру, сделать Ил-96 меньшим по дальности, но более привлекательным в коммерческом плане. Мы должны реагировать на запросы рынка.
- Ну а капиталовложения в развитие гражданской авиации?
- С 2004 года они выросли в 10 раз.
А что по этому поводу думают производственники? О проблемах авиапрома Юрий Елисеев, генеральный директор ММПП "Салют", на котором производятся авиамоторы, в частности, для самолетов линейки "Сухого", знает не понаслышке:
- Беда в том, что мало заказов на наши самолеты. А когда у предприятия нет работы, то нет и средств для развития. Мы же летали! И сегодня летают наши самолеты - уже в возрасте, но летают. Говорят, что, мол, не соответствуют мировому уровню. Но чтобы соответствовать, надо, чтобы их покупали.
- Выход из положения?
- Пора власть употребить. Заставить компании, чтобы приобретали российскую технику. Ссылаться постоянно на рынок - это неправильно. И в условиях рынка экономика должна быть управляема. Другое дело, что следует использовать новые методы. Есть и варианты, и рычаги.