"Я ОЧЕНЬ ТРУДОЛЮБИВА И ОЧЕНЬ ЛЕНИВА"

Ее родословная теряется в XV веке, и до первой мировой войны Тышкевичам принадлежали огромные замки в Варшаве и Вилянуве, а от бабушки ей досталась библиотека в 17 тысяч томов. Последняя аристократка польского кино в отличие от некоторых своих соотечественников не порывает добрых отношений с Россией. На прошлогоднем кинофоруме "Золотой витязь" актриса приняла из рук Николая Бурляева почетную золотую медаль имени Сергея Бондарчука "За выдающийся вклад в кинематограф". Сейчас ее приезда ожидают на Московском кинофестивале, а затем в Иванове, на новом кинофоруме "Зеркало". А поговорить с актрисой удалось в мае на фестивале "Польская весна-2007", который проходит в России под ее патронажем уже не один год...

- Пани Беата, вас связывает нежная дружба с режиссером Андроном Кончаловским. Когда он издал свои мемуары, то многие женщины, о любовных отношениях с которыми он рассказал, обиделись. У вас такого чувства не возникло?
- У меня большое преимущество перед другими, как вы говорите, обиженными женщинами Кончаловского - я его книгу, слава Богу, не читала. Каждый человек видит жизнь по-своему. Одну и ту же историю можно рассказать пристойно, а можно так, что читатели зальются краской. Если я начну с безжалостной откровенностью анализировать поступки Андрона, ему это очень не понравится. Устроит вас такой дипломатичный ответ? В жизни я ни на кого не держала обиды. Пусть люди сами обижаются и корят себя за те неприятности, которые мне причиняют.
В своей книге "Не все на продажу" я описала нашу с Андроном историю деликатно и красиво. В молодости он был потрясающим парнем. Когда 40 лет назад я согласилась сыграть Варвару Лаврецкую в экранизации тургеневского "Дворянского гнезда", Андрон привез меня в подмосковный поселок Николина Гора, где у семьи Михалковых-Кончаловских была элитная дача - старый дом с террасой. Лес, река - живописные места. Душой дома была Наталья Петровна - мать Андрона и Никиты, одна из интереснейших женщин, когда-либо мной встреченных. Мы так сблизились, что долгое время я обращалась к ней "мама". Роскошный туалет моей героини в "Дворянском гнезде" украшали настоящие драгоценности, принадлежавшие Наталье Петровне. Потом их украли у Андрона.
- Вы три раза состояли в браке. Чем для вас была любовь?
- Всем: отчаянием, счастьем, беспомощностью, надеждой. Любовь не только прекрасное, окрыляющее чувство, но и заразный недуг, который, увы, проходит. Свою жизнь делю не по годам, а по фильмам, в которых я играла, и историям моей любви. До сих пор бережно храню пачки писем от былых возлюбленных. Многое в моей судьбе значит Анджей Вайда. В 67-м году у нас родилась дочь Каролина, хорошенькая такая и, как мне тогда казалось, неправдоподобно маленькая. Очень скоро выяснилось, что я не была готова к браку. По натуре Анджей деликатный, тонко чувствующий человек, я была слишком молодой, чтобы это оценить. Через пять лет мы расстались, но до сих пор поддерживаем хорошие отношения. Ведь у нас дочь, а это связывает навсегда.
Мой второй брак с Виткем Ожеховским был случайным, не настоящим, и не стоит долгих разговоров. Архитектор Яцек Падлевский, человек, в которого я была романтически влюблена еще в юности, - мой третий муж, отец Виктории. Сама я никогда не провоцирую перемен. Но если чувствую, что мой любовный союз выгорел, убегаю! Компромиссов в любви не приемлю. Кстати, я ни разу не венчалась в церкви, потому что не могла присягнуть Богу, что не расстанусь с этим мужчиной до самой смерти.
- Дочери пошли по вашим стопам в профессии?
- Как сказать... Они обе, несомненно, личности творческие. Но в кино снимаются, как говорится, за компанию с мамой. Актерство - профессия неблагодарная, ей должен сопутствовать постоянный успех, а это редкость. Поэтому у моих дочерей несколько другая жизнь. Старшая, Каролина, получила высшее юридическое образование, но от престижной профессии отказалась, уединилась в свое имение в 140 километрах от Варшавы, где разводит всякую живность: коз, индюков, кур, уток. Есть кавказские овчарки и роскошные коты-мейкуны - очень редкая порода диких котов с огромными головами. Любит своих испанских коней луизитанской породы, которые умеют танцевать под музыку. У местных ребятишек особой популярностью пользуются ее прирученный волк и обезьяны. Проще перечислить, кого у нас пока нет: слонов, верблюдов, крокодилов и страусов. Практически весь остальной животный мир на этой ферме успешно растет и размножается.
Младшая дочь Виктория свою судьбу связала с искусством. Недавно издала книгу об известных женщинах и их дочерях.
- А Беата Тышкевич попала в эту книгу?
- Ну сами посудите: когда у тебя такая мать и ты часто болтаешь с ней на кухне, то весь материал для книги у тебя под рукой...
- Если любите сидеть на кухне, значит, вы хозяйственная женщина?
- Я всегда любила заниматься домом, но не имела на это времени и сил, разрываясь между съемками и детьми. В Польше считают: если женщина не умеет готовить, она не женщина. Я всю жизнь собирала рецепты и сейчас хочу издать кулинарную книгу. Интерес к этой теме у меня от мамы, которая готовила виртуозно. Чему и меня научила. Считаю, что это очень важно: перенять от родителей максимум их знаний о жизни. К тому же наше с братом детство пришлось на тяжелые военные годы, когда к продуктам относились бережно.
- В последние годы в странах бывшего соцлагеря женщины ринулись в политику, потеснив на этом поприще мужчин. Как вы относитесь к такой тенденции, и нет ли у вас желания попробовать свои силы в политике?
- Боже упаси. Это не для меня. Я веду свою колонку в одном еженедельнике. И вот однажды я задалась вопросом: "Должна ли дама заниматься политикой?" Ответ был такой: "Да, должна. Но зачем?" Далее я вступила в дискуссию с одной женщиной-политиком, которая, рассказывая о вручении польской премии "Виктор", перепутала нашего президента Ярослава Качиньского с известным музыковедом Станиславом Качиньским. Последний настолько эксцентричен, что даже внешне похож на персонажа из какой-нибудь причудливой оперы. В силу своей чрезмерной эмоциональности женщины часто все путают: они способны извратить до неузнаваемости даже самые обычные вещи.
- Не так давно в России был показан фильм "Солидарность. Солидарность", состоящий из нескольких новелл, авторами которых выступили Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси. Картина вызвала споры...
- На мой взгляд, фильм получился не совсем таким, какой мы все ждали. Почему? Времена солидарности еще слишком близки и живы в памяти. Четверть века - это не тот срок, чтобы художнику можно было дистанцироваться и на основе реального материала создать достойную вещь. Это проблема многих произведений искусства, основанных на близких по времени исторических событиях. Вот, например, недавно сняли картину о поляке Карле Войтыле, более известном под именем Папа Римский Иоанн Павел Второй. Главную роль там неплохо сыграл Петр Адамчик. Но поскольку мы хорошо знали реального Папу, то воплощение его образа в кино несколько разочаровало.
- На позапрошлой Московской международной книжной ярмарке был представлен альбом ваших фоторабот...
- Я не считаю себя большим фотографическим мастером. Тем более в наши дни, когда фотография перестала быть уделом избранных и сейчас получить качественные снимки можно даже с дешевой "мыльницей" - нужно только проявить художественный вкус и найти интересный объект. Я пристрастилась к фотографированию с рождением старшей дочери. Я очень жалела, что от моего послевоенного детства никаких фотокарточек не сохранилось. Поэтому я твердо решила, что детство моих детей останется на фото как можно подробнее. Потом эта необходимость переросла в увлечение.
- Ходят легенды о необычайной гордости полячек...
- О да, я всосала ее с молоком матери.
- Наверное, стрессы нелегко переживаете?
- Какие стрессы? Не смешите меня. Такого не бывает. Разве могут ввести в стресс мои друзья или партнеры по фильмам? Я дружу только с мужчинами. У пани Беаты разбитого сердца не бывает. По знаку зодиака я Лев - царственное животное. Подобно ему я бываю очень трудолюбива и очень ленива. Одно другого не исключает. Когда у меня приступ трудоспособности, я снимаюсь в сериалах, чтобы заработать немного денег и быть независимой. А когда ленюсь, занимаюсь тем, что по душе: пишу книги, фотографирую. Очень люблю вязание. Это успокаивает. Когда смотрю что-нибудь по телевизору, то всегда вяжу на спицах. Я уже собрала внушительную коллекцию для детей: свитера, платьица, пальтишки. Хочу открыть свою фирму под названием "Беата Т" и подумываю о магазине.
Как все успеваю? Секрет прост: я никогда не берусь за ту работу, которая у меня может не получиться. Не люблю испытывать разочарование. Например, в театре я не играю. Потому что не умею. Но я в этом не признаюсь всем тем бесчисленным продюсерам, которые меня зазывают на сцену, а просто говорю, что у меня нет времени. Маленькие хитрости женщинам простительны.
СПРАВКА "ТРУДА"
Беата Тышкевич дебютировала в кино полвека назад, быстро завоевав симпатии зрителей не только у себя на родине, но и в других странах, где за красоту ее прозвали "восточноевропейской Софи Лорен". Присутствующий в актрисе шарм старой дворянской Польши позволил ей с успехом сыграть в таких костюмно-исторических картинах, как "Марыся и Наполеон", "Рукопись, найденная в Сарагосе", "Кукла", "Дворянское гнездо", "Большая любовь Бальзака"... Период замужества за Анджеем Вайдой отмечен раскрытием новых граней дарования Тышкевич, блеснувшей в трех шедеврах мастера - "Самсон", "Пепел" и "Все на продажу". Одна из последних работ актрисы в российском кино - роль в военном фильме Михаила Пташука "В августе 44-го". Уже многие годы Беата Тышкевич занимает пост президента Фонда польской культуры.
А. МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ О БЕАТЕ
...Мы познакомились году, наверное, в 1961-м. Она приехала на фестиваль - я втюрился в нее до смерти. Сохранились фотографии того времени, где мы вместе. Она была для меня польской звездой, далекой, заманчивой, соблазнительной, недосягаемо красивой. Мы гуляли по летнему лесу. Взяли с собой плед, вышли на опушку. Отчетливо, до мелочей помню эти мгновения. Вокруг березы - высокий-высокий хлеб. Мы легли на плед и вдруг почувствовали, что все серьезно. Целовались...
Беседу вели