ГНЕЗДО, ГДЕ ПРОКЛЮНУЛИСЬ ТАЛАНТЫ

22 июня - 66-я годовщина начала Великой Отечественной войны. В этот день каждый, кто не очерствел сердцем, обязательно помянет героев. Вспомним живых и мертвых. Тех, кого знаем по именам, и тех, кто остался Неизвестным солдатом. Давайте вместе помянем и бойцов 18-й воздушно-десантной бригады, история которой долгие годы была под грифом "Секретно". 30 декабря 1941 года на платформе Лосиноостровская взлетел на воздух эшелон N 47045, который вез их на фронт. Прямо в столице СССР, где находилась ставка Верховного Главнокомандования! Неудивительно, что выживших тут же объявили пропавшими без вести. А погибших - укрыли под могильным камнем без фамилий. Лишь теперь заговорил один из тех, кому тогда повезло.

Нам, родившимся в 60-х, повезло: именно тогда в искусство детской книги пришли Май Митурич и Борис Диодоров, Ника Гольц и Геннадий Калиновский, братья Трауготы и Виктор Чижиков, Эрик Булатов и Сергей Алимов... Великая плеяда художников-иллюстраторов - такой не было и нет ни в одной стране мира.
Отчего же раньше детская книга оставляла ощущение чуда, а сегодня чаще всего вызывает разочарование? Как заметил недавно один из наших старейших иллюстраторов детской книги Лев Токмаков: "Компьютерное вторжение лишило детскую книгу витаминов".
Что же ждет нас, читателей? Неужели правы те, кто считает, что книжная культура в России вот-вот окончательно погибнет под напором компьютерных технологий и телевизионной дебилизации?
В эти дни на факультете графики Московского государственного университета печати проходит защита дипломов. Здесь можно заглянуть в наше книжное будущее; подержать в руках и неторопливо рассмотреть те книги, которые лишь через два-три года появятся в магазинах и на библиотечных полках. Защищают такие необычные дипломные проекты совсем молодые книжные художники, иллюстраторы и дизайнеры.
Уютный зал на первом этаже института наполнен до отказа. Пришли не только ректор и декан, преподаватели и студенты, но и художники, издатели, журналисты. Глядя на экран, куда проецируются страницы с иллюстрациями, все чувствуют: происходит что-то необыкновенное. На наших глазах рождаются не просто книги, а неповторимые произведения искусства.
После этого сами собой отпадают вопросы о гибели художественной и книжной культуры в России. У классиков нашей книжной иллюстрации есть прекрасная смена.
Но чтобы талантливые молодые художники были востребованы у нас, а не где-нибудь в Канаде или Германии, нужна государственная политика в книжном деле. Сейчас, увы, издательскую политику определяет частный бизнес, который предпочитает иметь дело не с профессиональными книжными художниками, а со сговорчивыми и невзыскательными ремесленниками, готовыми "сделать красиво" за небольшие деньги и в ударные сроки.
- Хорошую книгу невозможно сделать "поскорее"! - сказал на защите дипломов в Университете печати профессор Борис Аркадьевич Диодоров, заведующий кафедрой и руководитель мастерской иллюстрации и эстампа. Комментируя работу своей ученицы Евгении Лоцмановой (изумительную книгу "Волшебный холм" со сказками Андерсена),он говорит: "Книга становится произведением искусства, когда она проживается и переживается художником. Когда прекрасная форма для текста создается в диалоге не только с автором и с самим собой, но и с сегодняшним временем, с людьми, которые обязательно должны почувствовать, взглянув на книгу, что она сделана для них. Женя создала на бумаге такой мир, где маленькому читателю будет светло. Эти иллюстрации - плод четырехлетнего труда! Последние недели Женя работала по двадцать четыре часа в сутки, и я боялся, что к защите она упадет. Но вот этот хрупкий человек стоит перед нами..."
Если через пару лет, заглянув в книжный магазин, вы увидите книгу с иллюстрациями Евгении Лоцмановой или Елены Абдулаевой, Ольги Грицына или Елены Новиковой, Александра Тишунина или Олеси Дмитриевой - знайте: вам очень повезло. Вы держите в руках настоящее, подлинное, а быть может, и вечное.
Из напутственного слова
к выпускникам народного художника России Бориса Диодорова:
- Я хочу вам пожелать: без промедления беритесь за классику! Она у нас давно не иллюстрируется глубоко, на века. В мире она уже вообще не иллюстрируется. Мы, наверное, последние, кто еще не до конца утратил эту высокую традицию.
Искусство, если оно духовно, - это категория вневременного. Художник должен быть не только профессионалом высочайшей пробы, но еще и личностью. А для этого надо много читать, браться за самые дерзновенные мечты. Я знаю, как это трудно, но я все силы отдам, чтобы помочь вам в осуществлении высоких замыслов, в иллюстрировании классики. Сейчас одна девочка на третьем курсе заявила тему иллюстраций к "Войне и миру", и я счастлив! Я мечтал о "Войне и мире" всю жизнь, но мне никто не помог, а я вот сейчас могу вам помочь. Музей Льва Толстого уже готов нас консультировать...
Мы, ваши старые учителя, пока еще вот живы, но уже не можем заглядывать далеко. Поэтому - спешите, чтобы мы успели вам помочь. Дай Бог вам справиться с обстоятельствами нашей быстроменяющейся жизни, которая заставляет вас сразу думать о материальном. А вы знаете... я всей своей жизнью подтверждаю: деньги не нужны! Во всяком случае, их отсутствием нельзя себя оправдывать. Нельзя говорить себе: вот сейчас я подзаработаю, а заветные мечты отложу до лучших времен. Так ничего не выйдет. А мечта, если вы не предадите ее, воздаст вам потом по заслугам. Художественные удачи в работе над классикой - они бессмертны. Поверьте мне... Вот смотрю на вас и уже знаю, кто мне поверил.