ЛОСЬ НА СКАЛЕ

- И вот тогда я понял, что это открытие, - рассказывает кандидат исторических наук,

- И вот тогда я понял, что это открытие, - рассказывает кандидат исторических наук, руководитель Беломорской археологической экспедиции краеведческого музея Карелии Александр Жульников. - Сразу было ясно: это не только новое, но и что-то необычное. Новые изображения периодически находят и на известных скалах. Но чтобы открыть целую группу - большая редкость и удача для историка и археолога.
На скале насчитали десятки изображений самого разного содержания. Причем сочетание рисунков необычно. И сцены морского промысла, и изображения водоплавающих птиц. Кстати, на Белом море есть всего две группы петроглифов с изображениями пернатых. Причем на Залавруге они все в сценах охоты. А тут одна из птиц изображена так, что ее голова взята в овал. Как в известном мифе финно-угров о яйце, которое сносит утка, и из этого яйца рождается мир.
- А каков возраст найденных рисунков?
- Это одна из самых поздних групп наскальных изображений. Где-то 3-е тысячелетие до нашей эры. А самые ранние рисунки относятся к 7-му тысячелетию до рождения Христа. Очень солидный возраст. Эпоха неолита, когда только зарождались земледельческие цивилизации. А уровень духовной мысли здесь на севере, в условиях Белого моря, был уже достаточно высок. Об этом можно судить по сценам рисунков: взаимоотношения между коллективами, между мужчиной и женщиной, устройство мира.
По утверждению Жульникова, это не просто рисунки с натуры, а знаковое письмо. Человек пытался сделать свое послание понятным. Есть, например, птица, пронзенная несколькими стрелами. Так древний человек в знаковой форме хотел показать, что на охоте убито много дичи. Безрогий лось. Зачем летом выбивать лося без рогов? Лось для древних художников являлся знаком зимнего времени года. Лето символизировали водоплавающие птицы. Такой календарь получался.
- Александр, а почему вы считаете, что петроглифы выбивались летом?
- В прошлом году я специально выезжал в Беломорск, чтобы познакомиться с современным граффити - надписями, выбитыми на скалах в наше время. И обратил внимание, что сохраняются те, которые появились в июле, когда спала вода и была гладкая скала. Эти надписи хорошо видны. Вот и петроглифы выбивались с середины июля по август. Это сезонное святилище. Своеобразный иконостас, где они изобразили своих духов, своих богов, своих героев.
Но, несмотря на тысячелетнюю историю, ситуация с беломорскими петроглифами достаточно серьезная. Памятник мирового уровня, по сути, так и не охраняется. Рядом соседние скалы заполнены современными граффити туристов.
Кстати, порою древняя наскальная живопись обеспечивает процветание целым городам. В норвежской Альте изображения были открыты 20 лет назад. В городке тогда проживало всего три тысячи человек. Люди оказались перед выбором: согласиться на строительство нефтеперегонного завода и там получить работу или остановиться на туризме. Выбрали второе. И не прогадали. Теперь в Альте уже более 15 тысяч человек. Все они живут за счет наскальных рисунков. Петроглифы используют как бренд для раскрутки собственной территории. Морские круизы, наблюдения за белухами, рестораны, сувениры, экскурсии, гостиницы. Это целая индустрия туризма.
- Сравним с Альтой карельский Беломорск, рядом с которым и находятся знаменитые петроглифы, - рассуждает Александр Жульников. - От 25 тысяч населения у нас наоборот осталось только 13 тысяч. Людям негде работать, нечем заняться. С удовольствием они пошли бы в туристический бизнес. Но должна быть государственная политика, ведь это федеральный объект. Написаны же такие законы, которые не только не помогают памятнику существовать, но создают условия, когда сохранять его очень трудно. В самом Беломорске все прекрасно понимают и обеспокоены, что же будет с рисунками. Ведь их можно потерять в один момент. Придет неорганизованный турист, разожжет костер на скале, и все - памятник утрачен. Хотя наши петроглифы открыты 80 лет назад. И их состояние, к сожалению, только ухудшается. Вот вам пример, как можно без толку распоряжаться культурным достоянием.