РОМАН ТРАХТЕНБЕРГ: Я ЕВРЕЙ И ДЬЯКОНОМ УЖЕ НЕ СТАНУ

Шоумен, конферансье, король анекдотов, владелец клуба "Трахтенберг-кафе" Роман Трахтенберг считает, что он сделал себя сам. И не скрывает, ему нравится быть богатым и знаменитым. "Мне всегда хотелось славы и денег, и я решил связать себя с эстрадой" - так рассказывает он сам о себе.

- Роман, многие мечтают сделать хорошую карьеру, заработать побольше, но получается это далеко не у всех. А у вас какая формула успеха?
- Нужно выполнять три правила. Первое: говорить всем, что ты лучший. Второе: все вокруг должны говорить, что ты самый лучший. И третье: ты в своем деле и вправду должен быть самым лучшим. Если одно из этих правил выпадает, то ничего не получится. Кроме того, не стоит залезать в другие сферы. Я, например, дома сам не забил ни одного гвоздя. Зачем? Для этого есть профессионалы.
- Начинали вы с концертов в уличных переходах. Важный опыт?
- Бесценный! Весной 1989 года я вернулся из армии. Послонявшись пару недель без дела, пропив много денег, посетив старых подруг, понял, что нужно искать деньги. Узнал, что требуются продавцы газеты "Фонтанка". Там мне поверили и дали в долг газеты для продажи. Это был листок бумаги, размноженный на ксероксе, и стоил 50 копеек, а те же "Правда" и "Известия" стоили 3 или 5 копеек. Но я умудрялся с этой "Фонтанкой" ставить рекорды продаж. Потому что уже тогда начал делать рекламу типа: "Если вы хотите узнать, что же написано на лбу у Горбачева в виде родимого пятна, покупайте газету!" А это было тогда необычно, и люди ее покупали.
Потом решил спекулировать водкой. Тогда вводили талоны на алкоголь. Я покупал у бабушек талончики за трешку, покупал на них водку за 6 - 10 рублей и продавал за 15 рублей. И это для меня были неплохие деньги.
- То есть начали с торговли, а потом на той же улице давали концерты?
- В принципе, да. Я поступил в Институт культуры на режиссерское отделение и тогда подумал: а почему бы не выступать на улицах? И мы с приятелем, который играл на гитаре, стали петь в переходах. Модель поведения, которую я использую и по сей день, была выработана именно тогда. Понял очень важную вещь: если не привлек к себе внимания, люди не остановятся. А значит, не дадут тебе денег. Поэтому вначале нужно остановить. А потом удержать.
Мы надевали оригинальные костюмы, пели разные хиты, попурри. Некоторые из тех номеров я до сих пор использую в своих программах. Но даже не это главное.
- А что же?
- Я научился на равных, не заискивая, общаться с людьми. Я научился смотреть людям прямо в глаза, не отводя взгляд. Смотреть не снизу вверх - на равных. Артист всегда "в законе". И совершенно неважно, где он выступает.
- А с теми, кто ниже по статусу, тоже на равных?
- Я вообще противник хамства, хотя на меня все время вешают этот ярлык. На самом деле у нас только один хам на телевидении - это Владимир Соловьев. А на радио их два - он и Матвей Ганапольский. Лично я хамства не приемлю, потому что культурный и образованный. И используемая ненормативная лексика никак не унижает ни моего образования, ни воспитания. Культурный человек - тот, кто знает, где можно, а где нельзя.
- Правда ли, что у вас до сих, в отличие от большинства других, нет директора, и свои дела вы ведете сами?
- Переговоры с заказчиком, торг - это очень тонкая материя, чтобы кому-то ее передоверить. Торговаться меня научила работа на барахолке. Я знаю, что никогда нельзя опускать цену за свое выступление ниже определенного уровня, даже если тебе позарез нужны деньги. Иначе в следующий раз тебе предложат еще меньше. Но если приглашают к инвалидам или на благотворительный вечер, то надо выступать бесплатно. А за то, чтобы попасть в Кремлевский концертный зал, нужно еще и самому доплатить. Ни один директор не может решить эти вопросы за меня.
- Сколько человек работают в вашем клубе "Трахтенберг-кафе"? И правда ли, что у вас такой дружный коллектив, как о нем говорят?
- Работают 18 человек. И коллектив действительно замечательный! За все время был только один скандал. Заметил, что две официантки трудятся не на меня, а на себя. И сказал: "Я вам создал все условия для благоприятной жизни, и я люблю, когда на меня ставят, но ненавижу, когда на меня кладут. Вы оштрафованы!" Они еще посмели сказать: "Мы не согласны". Тогда уже я отрубил: "Вот ваши деньги и пошли вон".
- А кроме этого скандала вас когда-нибудь по-настоящему кидали?
- Это происходит постоянно. Я вдруг обнаружил, что очень многие люди живут по принципу: "Я тебе должен - ты и парься".
- И как вы поступаете со своими должниками? К бандитам обращаетесь?
- Если это очень большие деньги, то есть структуры, которые занимаются такими делами. Для меня важно не столько вернуть деньги, сколько наказать человека, объяснить ему, что он не прав. Как кошку или собаку. Нужно ткнуть в то место, куда животное нагадило, чтобы оно поняло, так делать нельзя.
- Выступаете на вечеринках у бандитов?
- Выступал. Я просто делал свою работу и получал за это деньги. Мне все равно перед кем выступать, потому что артисты вне политики. Но я никого не убивал и не собираюсь. И с бандитами не дружу. Да никогда и не дружил.
- Возможно ли в будущем, что Трахтенберг с таким-то талантом говорить и уговаривать вдруг решит стать проповедником?
- Нет. Во-первых, я еврей, а, значит, дьяконом стать уже не смогу. Да и чему я буду учить в своих проповедях? Стать таким, как я, и вести такой же образ жизни? Я знаю, что в христианстве фигляры, скоморохи не попадают в рай. А вот в иудаизме по-иному. Когда грянет Страшный Суд и придет Мессия, то сначала встанут праведники, а потом мы, артисты, потому что помогали людям легче переживать невзгоды и тяготы. То есть мы - уважаемые люди, поскольку веселим народ.