Сотни — понесли существенные финансовые потери, сдавая по дешевке билеты на самолеты и отказываясь от забронированных в гостиницах мест. Невыход команды в плей-офф в списке форс-мажорных ситуаций не значится. Вряд ли бедняг это успокоит, но все же отметим: в числе лохов, попавших на деньги, оказались не только они. Причем на деньги не просто большие, а очень большие.
Нет, речь, конечно, не о наших футболистах, не получивших премиальные. Сэкономив силы и здоровье в Польше, они быстро компенсируют потерю дензнаков миллионными зарплатами в родных клубах. Сильнее всего погорели на проигрыше российской сборной: рекламодатели.
Говорим «футбол» — подразумеваем «бабло»
Финансовая схема телевизионных трансляций чемпионатов Европы по футболу выглядит примерно так. Все права на эти трансляции принадлежат Европейской футбольной ассоциации (УЕФА). Не следует думать, что эта уважаемая организация занимается исключительно матчами, голами, состоянием стадионов и правами игроков. УЕФА — это мощная коммерческая структура, приносящая гигантскую прибыль. Предполагается, что на
Финансисты УЕФА очень хорошо умеют считать деньги. Они прекрасно понимают, что запрашивать одинаковые суммы с телеканалов стран, которые не принимают участие в Евро, с бедных стран и с сильных держав, где футбол — главное национальное достояние, неправильно.
Торговля между УЕФА и ее партнерами идет нешуточная. И не только по вопросу стоимости трансляции. Скажем, по утверждению украинских журналистов, ценой вопроса проведения финала именно на Украине стало снятие НДС с доходов футбольной ассоциации в этой стране. Вы с нас налоги снимаете — мы вам финал даем.
Дорогое яичко к Христову дню
Позаботившись об интересах соотечественников, национальные телеканалы пытаются не только «отбить» потраченные деньги, но еще и подзаработать. Для этого есть несколько способов. Например, можно попытаться под угрозой уголовного преследования на государственном уровне запретить показы матчей в спортбарах, если на них не приобретена лицензия у правообладателя. Так, например, хотел сделать телеканал «Украина». Но опыт показывает, что подобные попытки ни к чему не приводят. Проконтролировать тысячи спортбаров невозможно.
Главный источник доходов телеканалов — это, конечно же, реклама. Как известно, стоимость одной минуты рекламного времени для производителей товаров или услуг напрямую зависит от количества потенциальных зрителей (читай — покупателей). Чем больше людей смотрят передачу, тем дороже эфир.
Чемпионаты Европы и мира по футболу в этом смысле особый случай. Ни одна телепрограмма, ни одна премьера не соберет у экрана столь гигантскую аудиторию, как матч в самом популярном в России виде спорта, да еще с участием национальной сборной. Неслучайно рейтинги трансляций матчей
Компании, занимающиеся продажей рекламного времени на федеральных телеканалах, четыре года назад не смогли предугадать такого ажиотажа и запросили с рекламодателей значительную, но отнюдь не астрономическую сумму. Потом локти кусали: Но кто же мог подумать, что вечно неудачливая российская сборная дойдет до полуфинала!
Из ошибок сделали вывод. В результате в этом году базовые расценки на рекламу в телевизионных трансляциях по сравнению с предыдущим первенством выросли в два раза и составили беспрецедентную сумму — 11 млн рублей за минуту рекламы. То есть, если посчитать, размещение стандартного для рекламы
Но, запросив эту сумму, продавцы рекламного времени допускали, что перед самым стартом цену все же придется снизить. Дело в том, что правила игры не позволяют пересматривать договоры по ходу чемпионата. Уж если купил, так купил. Даже если смотреть футбол никто не будет. И уж если продал, то продал. Даже если сборная выйдет в финал и у телеэкранов окажется все население страны.
Какой пассаж!
Производители товаров и услуг задумались. С одной стороны, сумма немыслимая. С другой...
Российской сборной досталась, как говорили еще две недели назад, слабая группа. Накануне футбольного праздника в рейтинге национальных сборных ФИФА Россия занимает
И рекламодатели дрогнули. Предшествующие матчам рекламные блоки оказались гигантскими.
Поначалу надежды оправдывались. После успешного старта сборной в матче Россия — Чехия телеаудитория стала стремительно расти.
И вдруг такой облом. Мало того что спортивные состязания без участия наших спортсменов вообще собирают не слишком большую аудиторию (пример тому — чемпионат мира 2010 года), так еще и после проигрышей, тем более таких досадных, как в матче Россия — Греция, количество зрителей сокращается в разы. Многим из них не то что просто не интересно смотреть, что будет дальше — противно!
Представляете, какое разочарование для компаний, отваливших сотни миллионов? В особенно невыгодной ситуации оказались те, кто в своих роликах выражал уверенность в победе россиян. Разочарование болельщиков от нашей игры вполне естественным образом может перекинуться и на производителей, проявивших столь наивный оптимизм: вот и верь после этого рекламе! По предварительным прогнозам, предполагаемый эффект от рекламы сократится в разы. А это значит, что значительная часть миллионов была потрачена напрасно.
Впрочем, все вышесказанное вряд ли сможет утешить
Ай-яй-яй-яй-яй ! Вы со мной согласны?
Болельщики любят собирать оговорки футбольных комментаторов. Так, на
- До начала матча 5 минут, счет
по-прежнему 0:0. - И мяч, преодолев последнее препятствие между ног вратаря,
влетает-таки в ворота. Да-а-а , как говорится в одной известной народной поговорке, «сколько ты ни атакуй, асчет-то уже 0:2».- Несмотря на хорошую погоду, многие болельщики предпочли переждать дождь дома.
- Защитник датчан поднял ногу, и атака голландцев захлебнулась.
- Плачет от счастья главный тренер… Нет, это просто
кто-то из помощников попал ему пальцем в глаз… - Удар был очень сильным. Мяч попал в голову защитника. Если есть мозги, возможно, будет сотрясение.
- Это пас
кому-то из родных или близких на трибунах. - Наш форвард падает в штрафной площадке! Что говорит судья? А судья говорит, что сегодня на улице довольно холодно и с земли надо подниматься.
- Защитник отчаянно боролся за мяч и переборол его.
- Боковой арбитр принимает красивые позы. Возможно, он раньше занимался балетом.