Не стареть: в Москву прибыла первая генно-модифицированная женщина

Глава компании, занимающейся разработкой биомедицинских технологий, решила стать первой подопытной, опробовавшей на себе новейшую методику борьбы со старением

Американка Элизабет Пэрриш – первая женщина в истории, решившаяся на коррекцию генов – во вторник, 21 июня прибыла с визитом в Москву. В ходе пресс-конференции Пэрриш рассказала журналистам о промежуточных результатах эксперимента, в котором участвует, о своем самочувствии и планах. Также американка сообщила, что в российской столице ей понравились Красная площадь и Кремль.

Вирусы и гены: почему бы не попробовать?

Элизабет Пэрриш возглавляет компанию Bioviva USA Inc, специализирующуюся на разработке и внедрении биомедицинских технологий. Осенью прошлого года она стала добровольцем эксперимента по проведению терапии, которая должна остановить процессы старения на генетическом уровне.

Чтобы добиться нужного результата, исследователи решили ввести в организм Элизабет ген, обеспечивающий выработку так называемой теломеразы и удлинение теломер – концевых участков хромосом, которые не содержат генов. В процессе деления клеток эти «хвостики» хромосом постепенно укорачиваются, и в конце концов, перестают прикрывать молекулы ДНК. В результате начинаются сбои и ошибки при дальнейшем делении клеток, восстановление тканей ухудшается, возникают злокачественные клетки.

Аналогичные эксперименты, проводившиеся ранее в Испании над грызунами, подтвердили принципиальную возможность увеличивать длину теломер. Ученые установили, что мыши с удлиненными теломерами жили заметно дольше немодифицированных сородичей. Однако на людях никто подобных опытов еще не проводил.

В качестве носителя нужного гена исследователи выбрали вирус. Какой именно, не сообщается. Вирусный препарат был введен в тело Пэрриш, после чего инфекция разнесла нужный ген по всему организму, обеспечив встраивание нужного гена в клеточные ядра.

В обход закона, на свой страх и риск

Несмотря на то, что Элизабет Пэрриш руководит фирмой, владеющей сетью клиник, и то, что эксперимент она решила провести не над кем-то другим, а над собой, женщине все равно пришлось столкнуться с серьезными административными барьерами. В США генная терапия по замедлению старения не сертифицирована Управлением по контролю за качеством продуктов и медикаментов. Из-за этого исследовательнице пришлось выезжать в Колумбию, чтобы пройти курс инъекций.

«Эксперимент проводит научно-медицинская компания Bioviva, в руководство которой я вхожу. Мы сняли видео, где я подтверждаю, что осведомлена обо всех рисках для моего здоровья, о том, что что-то может пойти не так, поскольку эта терапия еще не была испытана на человеке, и я полностью снимаю какую-либо ответственность с других людей, в том числе с врачей, которые проводят мне процедуры. Если произойдет что-то страшное, я все равно буду уверена, что сделала правильный шаг. Если один шаг может изменить мир, и этот шаг будет стоить жизни, он должен быть сделан», – заявляла Пэрриш российским журналистам в апреле нынешнего года.

По словам американки, ей, как первому пациенту, была введена минимальная доза генетического материала. Исследователи намерены на ее примере доказать, что терапия, во-первых, дает реальный эффект омоложения, а во-вторых – безопасна в плане онкологии и других тяжелых последствий.

«Попробуйте мои мускулы»

Журналисты отметили, что в свои 45 лет исследовательница прекрасно выглядит. По свидетельству журналистки «КП», близко общавшейся с Пэрриш во время сегодняшней пресс-конференции, лицо американки выглядит молодо, хотя наличие мелких морщинок позволяет предположить, что она не пользуется ботоксом и другими аналогичными средствами.

«Попробуй, какие у меня теперь мускулы», – предложила Пэриш. «Мышцы очень плотные, твердые — такие бывают у продвинутых спортсменов, но при этом без излишнего объема. Сама Лиз стройная, подтянутая», – отметила журналистка.

При этом Пэрриш уверяет, что не ходит в спортзал из-за загруженности на работе, не принимает специальных витаминных комплексов и ведет обычный образ жизни.

Результат под микроскопом

Впрочем, свежесть кожи и тонус мышц – с научной точки зрения ни разу не показатель омоложения, отмечаю обозреватели. Биологический возраст человека можно измерить по ряду показателей, и к внешности они, как правило, никакого отношения не имеют.

По прошествии девяти месяцев с начала эксперимента данные сугубо медицинского плана имеются, но в относительно небольшом объеме. Изучение крови Элизабет еще в апреле показало изменение активности лейкоцитов и удлинение теломеров. Хромосомные «хвосты» увеличились, «помолодев» примерно на 20 лет.

По словам Пэрриш, в ближайшее время ей предстоит обследование на магнитно-резонансном томографе: цель – выяснить, имеются ли изменения во внутренних органах. Также на ней будет опробована панель биомаркеров старения. В чем суть исследования, Пэрриш пояснила на примере исследования кожи. «Были взяты образцы моей кожи – до введения генетического материала и после, сейчас они будут исследоваться в лаборатории для определения биологического возраста по метилированию ДНК», – пояснила американка.

По ее словам, после того, как у компании появятся более полные данные, они будут опубликованы.

Обозреватели отметили, что вопросы об эффективности данной технологи остаются, и очень большие. Уже сейчас очевидно, что тестируемая терапия отнюдь не панацея от смерти: лабораторные грызуны, над которыми проводили аналогичные опыты, спустя некоторое время все-таки умирали. Однако в случае успеха новая технология станет значительным шагом в развитии регенеративной медицины, и в перспективе может принципиально изменить качество жизни тех слоев населения, которые смогут позволить себе подобные процедуры.