По миру со скоростью ветра

Фото: @nifontova13

Анастасия Нифонтова привыкла соревноваться с сильным полом


Выпускница ВГИКа, кино-оператор, полиглот и фанат спортивных мотоциклов, Анастасия Нифонтова выходит на старт международного ралли «Шелковый путь». Накануне репортер «Труда» встретился с отважной гонщицей и попытался выяснить, чем прекрасных дам привлекает столь э-кстремальный спорт.

Ралли «Шелковый путь» стартует в начале июля в Иркутске. На сей раз вместе с привычными грузовиками и внедорожниками в многодневную гонку впервые ввяжутся и мотоциклы. Именно в этом классе участников и зрителей ждет сюрприз: вместе с мужчинами на своем верном байке Husqvarna-450 поборется за победу москвичка Анастасия Нифонтова, пилот команды Team Toyota Russia.

— C мужчинами я соревновалась не раз и побеждала, однако эта многодневка для меня станет новым вызовом, — улыбается Настя. — Десять стартов, 5 тысяч километров по тайге, степям и пустыням трех стран. Но больше всего опасаюсь дождей. У нас дороги известно какие, а мотоцикл на жидкой глине — как корова на льду. Буду просить местных шаманов помочь с погодой!

В шутке про шаманов, как признается Настя, есть только доля шутки... А вообще-то эта хрупкая женщина с тонкими, музыкальными пальцами в школе играла на скрипке, окончила ВГИК и имеет диплом кинооператора, потом еще получила образование в лингвистическом университете. И все эти творческие профессии в ее душе удивительным образом уживались с жаждой экстрима. Одно время серьезно увлекалась горными лыжами, но делом всей жизни стали гоночные мотоциклы.

На свет Настя появилась в Вашингтоне в семье работавшего в советском посольстве инженера. Говорит, она в детстве даже в куклы толком не поиграла — сразу взялась возиться с машинками и мотоциклами. По возвращении в Москву училась в школе, брала уроки музыки, но больше всего мечтала сдать экзамены по-честному и получить права. И была на седьмом небе от счастья, когда отец на ее 16-летие подарил первый двухколесный транспорт: мотороллер «Тула». На этой малосильной «лошадке» она носилась за городом, устраивая с пацанами гонки по бездорожью.

Первый выход на спортивную трассу состоялся на чемпионате по ралли-рейдам «Баха — Селигер», когда ей исполнилось 20 лет. А спустя шесть лет Нифонтова вошла в тройку призеров чемпионата России по мотокроссу и представляла страну на европейских и мировых гонках. В технически сложных состязаниях Supermoto, где асфальт сменяется грунтовкой, она оказалась единственной из девушек, бросившей вызов мужчинам. Пять лет назад Анастасию пригласили в профессиональную команду VEB Racing. Дальше пришла победа в ралли-марафоне Africa Eco Race в женском зачете, призовое место на международных мотоциклетных соревнованиях Кубка мира. И наконец, совершенно уникальное достижение: Анастасия Нифонтова первой среди мотогонщиц прошла всю дистанцию «Дакара», не прибегнув к помощи механиков.

Победа в том самом африканском ралли далась ей дорогой ценой. На последнем участке мотоцикл на огромной скорости вылетел с трассы — гонщица получила компрессионный перелом позвоночника. Проявив невероятную волю и мужество, она продолжила гонку и даже пришла на финиш первой. Правда, после этого ей пришлось надолго забыть о гонках и заниматься сначала лечением, а потом реабилитацией...

Спрашиваю, не приходили ли в голову Насти в это время мысли сменить профессию.

— Нет, конечно, нет. Был шанс остаться в большом спорте — и я им воспользовалась, — объясняет мне Анастасия. — А когда придется уходить, то возьму в руки камеру. Я же кинооператор, после ВГИКа некоторое время работала по специальности. Процесс киносъемки меня завораживает не меньше, чем экстремальный спорт. Я вообще люб-лю работу со светом, очень творческое дело. А заветное желание у меня — соединить эти две страсти. Считаю несправедливым тот факт, что у нас нет хороших художественных фильмов про мотогонщиков.

Что ж, может, ей и доведется поучаствовать в создании такого фильма — в качестве героини или оператора, сценариста или даже продюсера? Тут самое время напомнить: кроме спортивных наград у Насти имеется приз за лучшую операторскую работу на престижном международном кинофестивале студенческих фильмов. А еще она пишет замечательные тексты для соцсетей, где у нее тысячи подписчиков и болельщиков. Ей самой приходится искать спонсоров, вести переговоры с российскими и зарубежными рекламодателями, что предполагает наличие деловых и организационных талантов.

— В мире так много всего интересного, но главный дефицит — время, — сетует Анастасия. — Я слежу за рынком кино и выкраиваю время, чтобы посмотреть интересные премьеры. Длинные авиа-перелеты коротаю за книгами. Считаю, любой спортсмен должен стремиться быть разносторонней личностью. Ведь спортивная карьера коротка, а потом есть еще целая жизнь. Да и пример надо подавать собственным детям.

Детей в семье Нифонтовых двое — дочь и сын. Первый муж, глава Федерации мотоциклетного спорта России Александр Нифонтов скоропостижно скончался. Нынешний супруг, Антон Гаврилов, тоже тесно связан со спортом: он менеджер и инженер команды, за которую выступает Анастасия. Как призналась мне Настя, ей повезло: Антон — отличный кулинар, так что готовка в семье целиком лежит на нем, и он вполне с этим справляется.

Что касается заботы о детях, то, когда родители в Москве, они ими занимаются. Когда уезжают на соревнования, за старшую остается дочь: следит за порядком в доме, готовит, занимается с младшим братом. Частенько к процессу подключаются родители Анастасии — при таком надежном тыле, как бабушка с дедушкой, беспокоиться не о чем.

Задал я Насте и деликатный вопрос: почему она не воспользовалась правом на получение американского гражданства как родившаяся в США? Сегодня многие состоятельные россияне обзавелись одним, а то и двумя загранпаспортами. Удобно передвигаться по миру, да и неплохо на всякий случай иметь запасной аэродром.

— Каждый живет так, как ему комфортно, — пожимает плечами Настя. — Лично для меня вопрос второго гражданства не стоит. Проблем с визами у меня нет, а во всем остальном привыкла рассчитывать на себя. Я люблю Россию, мне нравится жить в столице, где чувствую себя уютно. Я объездила десятки стран и видела множество прекрасных мест, куда хочется возвращаться. Но больше всего я люблю возвращаться в Москву.

Как-то Анастасия обмолвилась, что не прочь попытать счастья в ралли автогонщиков. Я, конечно, напомнил об этом и предложил протекцию: замолвить слово перед знакомыми гонщиками из команды «КамАЗ-мастер».

— Ну нет, только не грузовики, — машет рукой Настя. — А с внедорожниками я уже на ты. С прошлого года начала выступать в гонках в зачете Т2 на любимом «крузаке» TOYOTA LC 200. Я его называю «бегемотик», потому что он такой же большой, сильный и выносливый. Но сейчас все мои мысли о мотоцик-лах и о ралли «Шелковый путь».

P.S. Я пообещал Насте, что читатели «Труда» будут за нее болеть. Кстати, можете сказать ей об этом напрямую, Настя пригласила вас на свою страничку в «Инстаграм»: @nifontova13. Пишите, поддержите нашу героиню в многодневной гонке!

Комментарии для сайта Cackle

Японцы выбрали самых красивых россиянок. Первое место заняла Мария Шарапова. Вы согласны с этим выбором?