За гаджетами - в Россию

Сбывается давняя мечта Анатолия Чубайса о превращении России из сырьевого придатка в поставщика передовых технологий

Среди иностранцев стали популярными шопинг-туры за бытовой техникой и электроникой в российские гипермаркеты. Правда, покупают туристы не продукцию «Роснано», а все те же гаджеты известных зарубежных фирм. Представьте, многие из этих товаров в нашей стране теперь дешевле, чем за океаном или в Евросоюзе.

Эту тенденцию подтверждает статистика. Всего за один год — с мая 2018-го по май 2019-го — оборот по картам иностранных банков в российском цифровом ретейле вырос в полтора раза. Абсолютные цифры никому не известны, потому как покупки за наличные рубли вычленить из общей массы продаж не представляется возможным.

Так вот, эксперты считают, что ростом интереса со стороны иностранцев рынок электроники обязан обесценению рубля и введению с прошлого года возможности частичного возврата НДС с покупок, совершенных гражданами других стран. Анализ поданных за последний год на такс-фри чеков показал, что чаще всего любители шопинга с загранпаспортами покупают смартфоны (почти треть от всех приобретений). За ними с серьезным отрывом идут разнообразные аксессуары для мобильных устройств, ноутбуки, а замыкают список бытовая и кухонная техника.

Масштабы реэкспорта по некоторым позициям демонстрируют взрывной рост. К примеру, за весь 2017 год иностранные граждане купили и вывезли из России менее 100 тысяч смартфонов, а в 2018-м — уже около полумиллиона. В столичных ГУМе и ЦУМе иностранцы стали постоянными и едва ли не основными покупателями. Впрочем, не обделен вниманием и Санкт-Петербург — в первую очередь со стороны скандинавов.

По статистике, иностранные граждане, оформляющие перед отъездом на родину такс-фри, в среднем тратят в российских магазинах около 100 тысяч рублей каждый. Но самыми массовыми покупателями являются, конечно же, китайцы: туристов из Поднебесной интересуют не только гаджеты, но практически все, что традиционно ассоциируется с Россией: механические часы, ювелирные украшения, шоколад, черная икра...

По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, за последний год было зарегистрировано более 100 тысяч такс-фри чеков на общую сумму более 10 млрд рублей. И это далеко не предел, поскольку получить документы на возврат НДС иностранные граждане пока могут лишь в нескольких мегаполисах. Впрочем, экстраполировать уже признанный удачным эксперимент на всю территорию России планируется до конца текущего года.

Правда, справедливости ради стоит сказать, что оживлением спроса со стороны иностранцев российский цифровой ретейл обязан не только такс-фри, тем более его размеры пока скромны. Да, налог на добавленную стоимость на сегодняшний день составляет в России 20%, но далеко не все эти деньги достаются иностранным гражданам — определенный процент в обязательном порядке берет себе оператор в качестве гонорара за оказанные услуги. То есть реальный размер такс-фри, на который вправе рассчитывать иностранец, не выше 15%. Это, конечно, лучше, чем ничего, но такие цифры все-таки сложно считать достаточным побудительным мотивом для шопинг-туров в Россию. Однако если прибавить сюда выгодный обменный курс иностранных валют на российский рубль, то картина получается гораздо привлекательнее.

Купленный у нас iPhone XR в базовой комплектации обойдется иностранному гражданину примерно в 750 евро. В Великобритании точно такой же смартфон будет стоить без малого 900 евро, в Германии — более 900, а в Италии — почти 950. А когда в 2014-2015 годах рубль интенсивно слабел по отношению к основным мировым валютам, долларовые цены на продукцию Apple на российском рынке так и вовсе были самыми низкими в мире. Кроме того, аналитики отмечают, что в нашей стране, как правило, гораздо шире выбор моделей, цветов и аксессуаров к ним. Это стабильно привлекает покупателей из Восточной Европы и стран Балтии.

Получается, что если до 2014 года россияне ездили за дорогостоящими гаджетами в Европу, то теперь ситуация развернулась на 180 градусов, и уже десятки тысяч европейских челноков в поисках хороших цен и выгодных предложений регулярно наведываются в Россию. Вот только гордиться ли по этому поводу главе «Роснано» Чубайсу — большой вопрос.