ОСТОРОЖНО: ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ

Прежде всего надо сказать, что пока мы горевали-спорили, само событие уже произошло: 6-7 июня состоялся совет консульских служб СНГ, на котором по инициативе российской стороны было заявлено о прекращении действия Бишкекского соглашения о безвизовом пересечении границ всеми гражданами Содружества. И теперь МИД России готовит двусторонние соглашения с каждой из стран СНГ: с кем-то режим останется безвизовым, с кем-то - увы!..

ОБРАТИТЕ внимание: впервые в нашей новейшей истории не России "дают очередного пинка", вводя различные ограничения на въезд наших граждан в чьи-то суверенные пределы. Напротив, сама Россия заявила о том, что будет впредь сама определять, с кем иметь открытую границу, а с кем - не очень.
Скажем, с Молдавией, скорее всего, все останется, как было: российский посол в Кишиневе Павел Петровский уже заявил о готовящемся российско-молдавском соглашении, которое сохраняет между нашими странами безвизовый режим.
А вот с Грузией - увы! Похоже, даже российским осетинам из Северной Осетии - Алании нельзя будет ездить к родственникам в Южную Осетию без загранпаспорта, проштампованного в грузинском консульстве. А где оно, это консульство? И уж совсем непонятно, кто и как будет выдавать грузинские визы россиянам, пожелавшим отдохнуть в санаториях Гагры или Пицунды, а то и просто прокатиться на экскурсию на озеро Рица или в Новоафонскую пещеру. Ведь Абхазия не признает над собой власть Тбилиси, а Россия не признала независимость Абхазии от Грузии.
Азербайджану, скорее всего, тоже "не светит" безвизовый режим. И если за предыдущие годы при помощи пограничников, таможни и милиции Россия уже почти "избавилась" от азербайджанских овощей и фруктов, то теперь начнется "выдавливание" и азербайджанских торговцев. Не уверен, что это пойдет на пользу покупателям российских рынков: цены ниже не станут.
Введение визового режима с Казахстаном может стать настоящей драмой для тамошнего русского населения хотя бы потому, что большинство наших соотечественников живет на севере республики, а за визами им придется ехать на юг, в Астану, чтобы потом возвращаться на север и далее - в Россию. Ибо российских консульств в северных областях нет и, по мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, не будет, так как местные власти "боятся, что эти консульства станут центрами пророссийского влияния".
Впрочем, Казахстан входит в Таможенный союз СНГ, что подразумевает оставление безвизового режима для граждан этого союза. Но в Таможенный союз входит и Таджикистан, через территорию которого в Россию поступают наркотики (как правило, афганские). Только за прошлый год наши пограничники изъяли у тамошних наркокурьеров 57 кг наркотиков, а сегодня, как они утверждают, на той стороне реки Пяндж складировано уже более шести тонн одного лишь героина, готового к отправке сначала в Таджикистан, а оттуда - по "русскому маршруту". Как его ловить без пограничного и таможенного контроля? Кстати, по данным медиков, в России число наркоманов достигло сегодня 2,5 миллиона человек - это вдесятеро (!) больше, чем в 1991 году (а среди подростков рост - в 14 раз).
Не меньшую проблему представляют нелегальные мигранты, стекающиеся в Россию через "прозрачные" границы СНГ. "Мы замучились ловить граждан Шри-Ланки, Сомали, Афганистана и тому подобных", - говорит директор Федеральной пограничной службы России Константин Тоцкий. Считается, что таких мигрантов у нас уже скопилось около 2 миллионов человек. Большинство всеми правдами и неправдами стремятся прорваться далее в Европу - и там уже многие считают Россию "злостным поставщиком нелегалов". Остающиеся у нас - тоже "не подарок". Практически за каждой группой этих людей тянется густой криминальный шлейф: контрабанда, проституция, мошенничество, опять же наркотики.
И, естественно, введением визового режима с "ненадежными" партнерами по СНГ российская власть пытается перекрыть "чеченский транзит" - поставку зарубежного пополнения боевикам Басаева и Хаттаба.
То есть, положа руку на сердце, надо признать: у секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова были серьезные основания для утверждений, что отмена "автоматического" безвизового режима со всеми странами СНГ продиктована угрозой терроризма, нелегальной миграцией...
Все это, как говорится, "имеет место быть". И данные опросов общественного мнения говорят о том, что более половины их участников (52-55 процентов) все же высказывается за переход на визовый режим.
Но вот вопрос: как эта мера отразится на "рядовых россиянах" - на нас с вами? А также на наших родных, друзьях, просто соотечественниках "из ближнего зарубежья"? Увы, по всем данным - самым "плачевым" образом. А далее...
Далее выяснится, что в стране нет достаточного количества бланков загранпаспортов (их и сегодня не хватает для тех, кто стремится не в СНГ, а в "дальнее зарубежье"). Многократно вырастут очереди в ОВИРах, в связи с чем расплодятся созданные их чиновниками фирмочки, готовые за бессовестную плату "ускорить" процесс приобретения краснокожей загранпаспортины. Так и хочется спросить нашу власть: а зачем российскому человеку два паспорта - "внутренний" и "зарубежный"? Может быть, хватит одного, годного и на Родине, и на выезде?
Потом (или одновременно) посыплются жалобы на гигантские очереди за визами из-за ничтожных штатов консульских служб в российских посольствах в странах СНГ и, соответственно, "эсэнгэшных" посольствах в России. Обнаружатся полная неготовность "пунктов пропуска" на границах между республиками некогда единого Союза, неукомплектованность штатами погранслужбы, необорудованность их компьютерами (а как иначе "вылавливать" нежеланных гостей?). И так далее, и тому подобное.
Тот же директор ФПС Константин Тоцкий уже признался, что введение визового режима "осложнит свободу передвижения обычным гражданам СНГ", но при этом радостно добавил, что "пограничникам, напротив, станет намного легче работать, так как это будет способствовать наведению порядка". Но стоит ли этот порядок наших слез и нервов? - вот в чем вопрос.
Сегодня власть принимает решение, которое облегчает жизнь ей, власти, но утяжеляет нашу участь, пытается решить сугубо ведомственные проблемы за наш с вами счет, так сказать, обезвредить врага, невзирая на мирное население. Примеров применения такого подхода на практике сколько угодно. Если мы начинаем решительную борьбу с нарушителями дорожного движения, то непременно устанавливаем правила, от которых страдает прежде всего нормальный, скромный водитель. Если объявляем войну террористам, то первыми об этом узнают мирные жители, на головы которых летят бомбы и снаряды, предназначенные бандитам. Вот и нынче: в благородном порыве перекрыть все дорожки нелегальным мигрантам и наркотикам российский чиновник прежде всего закроет дорогу для общения мирным родственникам, деловым людям и просто друзьям. Повторю: порочность таких подходов - в попытке решить проблемы конкретных министерств и ведомств (существующих, между прочим, на наши налоги) за наш с вами счет. Полагаю, что прежде всего следовало бы подумать, что изменить в работе пограничной службы, других могущественных российских спецслужб, дабы нелегальный поток наркотиков и людей в нашу страну не увеличивался. Сделано ли это? Не уверен. Но, быть может, избранная нами Дума сделает ответный ход? Например, примет закон об обеспечении нашего права на свободный и беспрепятственный выезд из страны и возвращение в нее (что дано нам Конституцией). И перечислит в этом законе все обязанности власти по отношению к нам, нашим родственникам и друзьям в странах СНГ. И к тамошним нашим соотечественникам, которые оказались за рубежом, хотя никуда не эмигрировали - ведь это государство "сбежало" от них...