04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОНФЛИКТУЮТ ЛИ ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ?

Славин Дмитрий
Опубликовано 01:01 21 Июля 2000г.

- Раввин Лазар, вас избрали на съезде еврейских общин в середине июня. Причем произошло это,

- Раввин Лазар, вас избрали на съезде еврейских общин в середине июня. Причем произошло это, как говорят, при поддержке Федерации еврейских общин России. Что это за организация, как долго она существует и чем занимается?
- Федерация еврейских общин (ФЕОР) была создана в 1997 году. Сегодня в нее входит большое количество еврейских организаций России. До этого, вы, наверное, знаете, я возглавлял и сейчас продолжаю возглавлять еврейскую общину в Марьиной роще в Москве.
- Но есть ведь и еще одна организация - Конгресс еврейских общин и организаций России (КЕРООР). Оттуда заявляют, что вы якобы были избраны незаконно, так как на съезде присутствовали представители лишь 5 процентов еврейских общин России...
- Да, КЕРООР действительно объединяет определенное количество еврейских организаций. Но мне, честно говоря, несколько непонятна позиция, которую заняли некоторые его представители. Адольф Шаевич (бывший главный раввин России, представитель КЕРООР. - Д.С.) заявляет, что за меня голосовали представители не более чем 5 процентов всех еврейских общин. Если это так, а на съезде 12-13 июля были представлены 85 еврейских общин России, то сколько же всего таких организаций в нашей стране? Простой подсчет дает цифру около 1700. Я буду очень рад, если в нашей стране когда-нибудь будет такое количество еврейских организаций.
- И все же конфликт существует. Конгресс и его члены вас не признают. Что вы намерены с этим делать?
- Я с самого начала предложил Адольфу Шаевичу встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию. Но от него мне пришел ответ в том духе, что со мной, дескать, не о чем разговаривать. Я, признаться, не ожидал такой реакции, так как считаю, что двум евреям всегда есть о чем поговорить... В то же время я ответственно заявляю; никакого конфликта нет. Кампания, развязанная против меня в прессе, есть, а конфликта - нет.
- Чем все же тогда отличаются ФЕОР и КЕРООР?
- Разница заключается в том, что у этих организаций совершенно разная активность. Можно просто заявлять о том, что защищаешь интересы большинства евреев, а можно каждый день работать и стараться помочь тем, чьи интересы обязан защищать не на словах. Было время, когда Конгресс в самом деле был крупнейшей организацией, объединяющей еврейские общины. Но постепенно он утратил свое влияние. Сейчас в него входят 20-25 общин. Причем это не самые крупные организации. Что же касается Федерации еврейских организаций России, то в эту структуру сегодня входят около 90 общин, в том числе и две крупнейшие - московская и петербургская.
- Разница в активности. В чем это выражается?
- Когда я говорю об активности, то подразумеваю не только молитвенную жизнь, но и благотворительную, общественную деятельность. Получилось так, что с момента создания федерации ее действия были прежде всего направлены на содействие евреям во всех регионах России. Мы оказывали и продолжаем оказывать благотворительную помощь, выделяем деньги на благотворительные столовые, школы, клубы, детские летние лагеря отдыха, больницы.
- Ваши оппоненты обвиняют вас еще и в том, что вы принадлежите к так называемым любавическим хасидам. Утверждают, что это - лишь одно из течений в еврействе.
- Прежде всего и самое главное - внутри еврейства никакого раскола или различных течений никогда не было и не будет. В других мировых религиях есть что-то похожее на различные течения и даже раскол, в еврейской вере - нет.
Кто такие хасиды? Это люди, которые утверждают, что еврей является даже тогда евреем, когда он совершает грехи или, к примеру, недостаточно рьяно, как считают некоторые, соблюдает все обряды. Главное для хасидов - чтобы человек верил в Тору. А то, что хасид стал главным раввином России, то что же в этом плохого? Евреев нельзя делить на хасидов и нехасидов. Все мы - одна большая семья.
- Теперь, когда вас избрали главным раввином России, вам придется заниматься очень многими проблемами, с которыми раньше вам, видимо, не приходилось сталкиваться. Например, вопрос о хранящихся в Российской государственной библиотеке фондах Шнеерсона. Как вы намерены решать такие вопросы?
- Пока я не могу вам точно и четко ответить, что мы будем действовать так-то и так-то. Мне действительно прежде не приходилось сталкиваться с этой проблемой. Но теперь, конечно, придется заниматься этим.
Сегодня я могу говорить лишь о своем видении этой ситуации, а не о своей позиции как главного раввина России. Я считаю, что отобранное силой у еврейского народа надо вернуть. Речь идет, конечно, о культурных ценностях.
В фондах Шнеерсона хранилось более 10 тысяч священных книг. Были среди них и уникальные старинные издания. Нужно отдавать себе отчет в том, что эти уникальные книги собирались хасидами 200 лет. Для евреев это огромная потеря. На этот счет было решение суда, затем первый президент России Борис Ельцин издал свое распоряжение о возвращении этих ценностей. Но проблема, насколько нам известно, до сих пор не разрешена.
Я понимаю позицию, которую занимают сегодня власти. Речь идет о культурных ценностях. Если создать один прецедент и вернуть то, что было отобрано во времена советской власти, прежним владельцам, то в суд посыплются тысячи исков. Вернуть все и всем невозможно. Тогда государственные музеи могут опустеть. Начавшийся же процесс невозможно будет остановить. Это позиция властей, и я ее прекрасно понимаю, но принять не могу. Для всех евреев фонды Шнеерсона - это прежде всего культурные и духовные ценности. При этом громкие акции не ведут к разрешению этого спора, а только загоняют дело в тупик...
- И последний, пожалуй, вопрос. Сколько сегодня верующих приходят, к примеру, в вашу синагогу в Марьиной роще?
- Точных цифр вам не скажет никто. Примерно я могу вам ответить. С нами постоянно связаны где-то 27 тысяч семей, то есть более 85 тысяч человек. Они постоянно приходят на праздники, посещают синагогу, участвуют в общественной жизни.
Вы знаете, бывают такие интересные ситуации, когда люди десятки лет не видели друг друга, а в синагоге встретились. И это замечательно, что нам удается объединить людей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников