ДЕФИЦИТНЫЙ БИЛЕТ НА ЮГ

Нынче в России очень сложно приобрести билет на поезд, особенно в южном направлении. На железнодорожных вокзалах у билетных касс вновь, как лет пять назад, выстроились огромные очереди. Почему?

НАДЕНУ Я ШЛЯПУ, ПОЕДУ В АНАПУ
Одной из главных причин сложившейся ситуации стало то, что железнодорожные тарифы остаются на прежнем уровне вот уже три года, в то время как авиаторы заметно подняли цены на свои услуги. Разница в стоимости авиабилета и билета на поезд достигает 200-400 процентов. Количество желающих добраться до места летнего отдыха не по небу, а по земле, естественно, повысилось.
Министерство путей сообщения России настаивает на том, что стране необходима сбалансированная политика в транспортных перевозках, заявил на пресс-конференции Валерий ШАТАЕВ, руководитель департамента пассажирских сообщений МПС России.
По его словам, об этом свидетельствует двукратный рост спроса на железнодорожные пассажирские перевозки в июле этого года по сравнению с прошлым июлем.
В частности, он привел следующий пример. Стоимость железнодорожного билета в Адлер составляет 370-400 рублей, в то время как цена авиабилета эконом-класса в этом же направлении достигает 2200 рублей. В Санкт-Петербург поездом можно доехать за 140 рублей, добавил он, а билет на самолет стоит в десять раз дороже.
Тем не менее, как подчеркнул Валерий Шатаев, министерство до конца летнего сезона не намерено повышать тарифы на пассажирские перевозки, стянув на южные направления все резервы пассажирского подвижного состава железных дорог.
Да, нынешнее лето стало для российских железных дорог одним из самых "горячих" за последние годы. В нынешнем июне количество пассажиров увеличилось на 34 процента по сравнению с прошлогодним. И это при том, что в июне 1999-го пассажиропоток уже возрос на 36 процентов по сравнению с июнем 1998-го.
Железнодорожники предвидели подобное, к началу отпускного сезона только в южном направлении было назначено 22 дополнительных маршрута. Но этого оказалось недостаточно. А и в июле назначено еще 9 "южных" поездов (по 4 поезда в сообщении Москва - Адлер и Москва - Анапа, 1 поезд в сообщении Москва - Новороссийск).
По данным Валерия Шатаева, сейчас ежедневно уходят в рейс около 100 дополнительных пассажирских поездов, главным образом в направлении Черноморского побережья. Ситуация, по словам руководителя департамента МПС РФ, скорее всего, изменится осенью, когда пройдет "курортный" спрос на билеты.
Всего в летний период организовано 4780 дополнительных пассажирских поездов, дополнительно прицеплено 15000 вагонов.
В настоящее время с российских вокзалов отправляется 2000 поездов ежедневно. Каждый день более 600 тысяч пассажиров отправляются в путь. Только Московский железнодорожный узел отправляет ежедневно порядка 100 тысяч пассажиров, в том числе с Казанского вокзала - 30 тысяч.
По состоянию на 14 июля 2000 г. задействовано 21864 вагона из 25000, имеющихся в вагонном парке. До 1 августа 2000 года предполагается подготовить и отправить в путь еще 400-450 вагонов.
КАК УВЕЗТИ ВСЕХ ОТПУСКНИКОВ?
Сегодня Министерство путей сообщения использует все возможные ресурсы для того, чтобы разрешить сложившуюся ситуацию. В частности, запрашиваются дополнительные вагоны с дорог. Только за одну неделю - с 10 по 17 июля - за счет привлечения этого резерва скомплектовано 100 дополнительных составов, в основном следующих в южном направлении, в том числе 25 спецпоездов, вывозящих на юг детей из северных районов.
Кроме того, срочно вводятся в эксплуатацию новые вагоны, приобретенные Московской железной дорогой, - к концу июля их количество вырастет до 40. Резко ограничены все виды бронирования железнодорожных билетов, в том числе и через сеть Internet. Для туристических агентств бронирование билетов производится только на основании паспортных данных на туристов - эта мера даст возможность купить билет напрямую, минуя дорогостоящих посредников.
Ужесточен контроль при посадке пассажиров в вагон, обязательно предъявление удостоверения личности (в связи с участившимися случаями спекуляции билетами). Помимо этого, установлено круглосуточное дежурство всех служб на вокзалах. Задействовано максимальное (свыше 2000) количество билетных касс. Комплектуются дополнительные бригады проводников с привлечением студенческих отрядов.
БИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ. НО НЕ СКОРО
Валерий Шатаев сообщил также, что МПС намерено внести предложения о повышении тарифов на пассажирские перевозки в среднем на 15-20 процентов. При этом рост тарифов на плацкартные билеты составит не более 5 процентов. Основное повышение придется на купейные билеты и на вагоны СВ.
Такие меры вызваны тем, что убытки железных дорог от пассажирских перевозок ложатся тяжелым бременем на тарифы в грузовых перевозках. В частности, в 2000 году, по прогнозам экспертов МПС, убытки железных дорог России составят примерно 32,7 млрд. рублей.
Однако повышать тарифы на пассажирские перевозки железнодорожники не спешат. "Если поднимем цены, многие люди даже не смогут ехать на подножке поезда. Наоборот, мы стараемся подстроиться под платежеспособность пассажиров", - сказал Валерий Шатаев.
Как же сейчас обстоят дела у путейцев? МПС России за 6 месяцев 2000 года перечислил в федеральный бюджет и Пенсионный фонд 14,3 млрд. рублей, что на 45,5 процента превышает показатель первой половины 1999 года. При этом поступления полностью обеспечены "живыми" деньгами.
По данным МПС, за 6 месяцев текущего года железные дороги России перевезли 516 млн. тонн грузов, что на 15 процентов превышает результат за тот же период прошлого года. Грузооборот составил 675,6 млрд. тонно-км (рост - 18,4 процента). Пассажирские перевозки за первое полугодие составили 26,4 процента. В пригородном сообщении перевезено 618,7 млн. человек (рост - 6,5 процента), в дальнем сообщении - 65 млн. человек (рост - 36,5 процента). В нынешнем году железные дороги ведут большую работу по капитальному ремонту подвижного состава, В частности, отремонтировано около 5 тыс. вагонов, что на 16,1 процента больше, чем в первой половине 1999 года.
При этом, как уже неоднократно отмечалось, пассажирские перевозки остаются для железнодорожной отрасли убыточными. Сегодня цена пригородного билета составляет 22 процента от реальной его стоимости, билета в дальнем следовании - 43 процента.
ЛЬГОТНИКОВ "СОДЕРЖАТ" СОСЕДИ ПО ПОЕЗДУ
Убытки МПС от предоставления льгот на проезд различным категориям граждан составили 15,2 млрд. рублей в 1999 году, от пассажирских перевозок -16 млрд. руб. Предполагается, что в 2000 году убытки от пассажирских перевозок могут составить уже 32,7 млрд. рублей.
В России сегодня 165 категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в поезде. 103 категории россиян имеют право бесплатно или за половину стоимости ездить в пригородных электричках. Законодатели различных уровней предоставили льготы для проезда на железнодорожном транспорте 75 миллионам российских граждан. Компенсация затрат железнодорожного транспорта на обслуживание этих категорий пассажиров возложена на бюджеты соответствующих уровней. Однако реально такой порядок не соблюдается.
В последние годы убытки от пассажирских перевозок компенсировались путем перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, но к 2000 году ресурсы МПС оказались почти исчерпаны. Кроме того, сейчас проезд своего соседа-льготника оплачивает пассажир поезда, который покупает билет за полную стоимость. К сожалению, неоднократные обращения МПС в Государственную Думу с инициативой о выделении отдельной строки в бюджете государства на компенсацию убытков от пассажирских перевозок так и не были поддержаны законодательным собранием.
Не повышая тарифы на грузовые перевозки и неся убытки от пассажирских, МПС не имеет средств, чтобы обновлять парк вагонов.
Кроме того, начиная с 1991 года государство и субъекты Федерации практически полностью отказались от поддержки пассажирских железнодорожных перевозок, переложив ее на плечи путейцев. Если в 1991 году за счет государства было поставлено 2096 вагонов, в 1999 году количество закупленных вагонов сократилось до 297, а в первом полугодии 2000 года МПС смогло закупить 157 пассажирских вагонов...
Несмотря на навалившиеся проблемы, Министерство путей сообщения настроено весьма оптимистично. Валерий Шатаев полагает, что лет через пять дальние пассажирские перевозки станут не убыточными, а рентабельными. Правда, пригородные поезда все также будут нести лишь расходы, а не доходы.
"СОКОЛ" ЛЕТИТ В ГОРОД БЕЛЫХ НОЧЕЙ
Стала известна и приятная для нас, пассажиров, новость. Для решения проблемы приобретения билетов в город белых ночей уже в сентябре этого года по магистрали Москва-Санкт-Петербург начнет курсировать высокоскоростной поезд отечественного производства "Сокол-250".
В 2001 году основная магистраль, соединяющая Москву с Петербургом, станет главным образом пассажирской. Для этого будут задействованы обходные пути, по которым пойдут грузовые составы. Скорость пассажирских поездов приблизится к 200 км в час.
В ближайшее время высокоскоростные поезда будут задействованы также на западном направлении, в частности в направлении Варшавы и Берлина.