НИКОЛЬ КИДМАН НЕ ДОШЛА ДО ЗВЕЗДНОЙ ДОРОЖКИ,

О Московском международном фестивале в последние годы принято было говорить: "возрождается, как Феникс из пепла". И всякий раз, вопреки невеселым прогнозам, он открывался, чтобы через две недели непременно прозвучали слова о самом главном его итоге - то, что фестиваль состоялся.

И на сей раз событие свершилось: в киноконцертном зале "Пушкинский" прошла торжественная церемония открытия очередного - ХХII Московского международного кинофестиваля, который теперь станет ежегодным, о чем настойчиво и с чувством гордости подчеркивалось в выступлениях его президента Никиты Михалкова. Прибывшая публика - из представителей художественной интеллигенции, знаменитых и просто известных отечественных кинематографистов, государственных и общественных деятелей, политиков и бизнесменов - выглядела вполне празднично, пребывала в изрядно приподнятом настроении. Наверное, так же могли бы чувствовать себя и зарубежные "звезды", из года в год с вежливым равнодушием отвечающие на приглашения посетить российскую столицу. Уже точно известно, что Николь Кидман, к несчастью, повредившая колено, на фестивале так и не появится. Похоже, то же получится и с Квентином Тарантино. Из более или менее известных актрис на открытии присутствовала только француженка Ирен Жакоб, знакомая нашим зрителям по фильму Эльдара Рязанова "Предсказание".
Вечная проблема с ведущими церемонии, на роль которых прочили то Чулпан Хаматову с Леонидом Ярмольником, то еще какую-то пару, решилась на удивление просто: ведущие не понадобились вовсе. С этой ролью легко справился главный режиссер страны, президент ММКФ Никита Михалков, вышедший на сцену в своем неизменном длинном кашне, накинутом поверх торжественного смокинга. Зато, вернувшись после "Пушкинского" домой и включив телевизор, где шла телеверсия церемонии, я увидела Жанну Агалакову и Валдиса Пельша, бодренько возвещавших о тех, кто поднимался по фестивальной лестнице. Еще они пытались взять блицинтервью сначала у Глеба Панфилова, а потом у Ирен Жакоб. Если с Панфиловым справились довольно бойко, то с Жакоб вышел форменный конфуз. Во-первых, ее имя Пельш произнес не то как "Ирина", не то как "Ирин". Во-вторых, вопрос Агалаковой: "Что для вас русское, российское кино?" - так и остался без ответа: возможно, актриса его просто не поняла или не сразу смогла ответить. Но тут положение спасла реклама, и беспомощная пара ведущих больше на экране не возникала.
Прежде чем официально объявить об открытии фестиваля, собравшейся публике представили членов жюри. Забавно, но, как и в прошлом году (тогда из-за самолета опоздал председатель жюри Фернандо Соланас), недосчитались одного из арбитров - китайского режиссера Чжань Юаня, который прибудет в Москву в ближайшее время. Только на церемонии стало известно, что вместо отказавшегося войти в состав жюри Николая Губенко (а вслед за ним Елены Сафоновой) от России выдвинули режиссера Сергея Соловьева.
Представляя греческого классика - режиссера Тео Ангелопулоса, Михалков вручил ему красивую цепь с Георгием Победоносцем, которая, как "символ власти", на весь период фестиваля выдается председателю жюри. В ответ Ангелопулос произнес речь, стилистически похожую на его фильмы, в которой упомянул Тонино Гуэрру. Правда, переводчица назвала знаменитого сценариста "Антонино", и до конца церемонии, к счастью, уже никто не ошибался.
После прочитанного Михалковым приветствия президента страны, в котором Владимир Путин пожелал фестивалю "плодотворной работы, новых "звезд" и ярких фильмов", на сцену поднялся глава правительства Михаил Касьянов. Надо отдать ему должное: впервые при подготовке к фестивалю меньше всего обсуждались финансовые проблемы. Премьер вручил специальный приз ММКФ "За выдающийся вклад в развитие международной кинематографии" режиссеру Глебу Панфилову, фильм которого "Романовы - венценосная семья" был показан после официальной части.
Впереди почти две суматошные недели, огромное количество фильмов, в том числе 18 конкурсных, из которых, как сказал Тео Ангелопулос, жюри выберет "один хороший фильм, который поможет нам мечтать". Романтику Ангелопулосу, возможно, с таким фильмом и повезет...