КТО КОМУ ДОЛЖЕН?
После полутора лет пользования сотовым телефоном в сети МТС понял, что пора отказаться от услуг этой компании. Надоели пренебрежительное отношение со стороны фирмы и целый ряд неудобств в обслуживании. А кроме того, я убедился, что компания меня регулярно обсчитывает, округляя в свою пользу время разговоров. В результате за тридцатисекундный звонок приходится платить как за полную минуту. А если разговор длился минуту с хвостиком, платить надо за две полные минуты.
- Имеется ли у МТС техническая возможность перейти на посекундный учет времени разговора, как, например, во Франции? - спросил я у пресс-секретаря компании Евы Прокофьевой.
- Да, такая возможность есть.
- Тогда почему бы это не сделать?
- Маркетинговая ситуация такова, что сейчас в этом нет необходимости, - откровенно призналась пресс-секретарь МТС.
Иными словами, пока имеется возможность и клиент не упрямится, его надо "доить".
Когда продавец в магазине начинает регулярно округлять стоимость товара в свою пользу, то рано или поздно найдется дотошный покупатель, который вызовет торгинспекцию. Компании сотовой связи (а подобным образом действуют не только МТС, но также Билайн и другие) со дня основания занимаются обсчетом своих клиентов и не считают это за грех.
Но должен огорчить операторов сотовой связи: дотошные клиенты нашлись уже и в их сетях. Как сообщили мне в Госторгинспекции РФ, жалобы потребителей на работу компаний мобильной связи идут косяком. И я не удивился, когда узнал, что больше всего жалуются на действия фирмы МТС.
Например, один из ее абонентов, который регулярно платил за мобильный телефон больше десяти тысяч рублей в месяц, с удивлением обнаружил в разгар рабочего дня, что его аппарат отключен. Планы были поломаны, не состоялись важные встречи. Позже клиент выяснил, что связисты сочли остаток денег на его счету слишком маленьким и таким образом напомнили о необходимости авансировать еще некоторую сумму.
Свои интересы компания блюдет тщательно, гораздо лучше, чем интересы клиента. На мой мобильник регулярно приходят однообразные депеши: "На вашем счету осталось энное количество долларов. Этого хватит меньше чем на три дня. Рекомендуем заплатить 140 долларов". Текстовыми посланиями МТС не ограничивается. Время от времени раздается звонок, и тот же самый текст нудит сухой и наставительный девичий голосок. Не скажу, что я сильно расстраивался, получая эти понукания, но постоянные попытки МТС совать свой нос ко мне в бумажник все-таки раздражали.
Потом проходит еще несколько дней - и телефон перестает работать в активном режиме, а только принимает входящие звонки, хотя деньги на счету еще имеются. Напомню: они внесены авансом за не состоявшиеся пока разговоры. Тогда почему же, получив предоплату, МТС по собственному произволу лишает клиента услуги, словно это он задолжал фирме, а не она ему?!
Уследить за расходом денег довольно сложно. Нужно либо вести регулярный подсчет наговоренных минут, либо постоянно звонить в расчетный центр компании. На практике это никогда не получается, поэтому отключение всегда происходит неожиданно и в самое неподходящее время.
Могут возразить: платите регулярно, и неожиданностей не будет. Но если бы это было так просто - отдать свои деньги в кассу МТС...
ХОЧЕШЬ ЗАПЛАТИТЬ - СТАНЬ В ОЧЕРЕДЬ
Очереди в Москве - явление теперь довольно редкое. Разве что у порогов посольств стоят в ожидании оформленных виз желающие покинуть пределы Родины. Или томятся водители в отделениях ГИБДД. А еще на тротуарах Малой Дмитровки и Настасьинского переулка в любую погоду топчутся клиенты МТС. Эти встают на полчасика в очередь, чтобы избавиться от денег. Иногда народу набирается не так много, и к заветному окошку, где принимают оплату услуг сотовой связи, можно продвинуться всего минут за пятнадцать. Этот круглогодичный всепогодный хвост - самая яркая иллюстрация отношения компании к своим клиентам.
"Мобильные телесистемы" вообще церемонятся с ними только на стадии заманивания в свои сотовые сети. Затем отношение резко меняется.
Можете убедиться в этом сами. Позвоните по двум телефонам МТС: один принадлежит сервисной службе, другой - службе продаж. До сервисной службы дозвониться непросто, номер постоянно занят. А если повезет, автоответчик сухо скажет: извините, все специалисты заняты, попробуйте перезвонить позднее - и раздадутся короткие гудки.
Совсем иначе ведет себя телефон службы продаж. Здесь тоже могут соединить не сразу, но автоответчик не поспешит распрощаться, а будет тщательно удерживать вас на линии, ублажая слух лирическими мелодиями и обещая непременно соединить с оператором, что и сделает через минуту-другую. Вот такой двойной стандарт обслуживания действует в сотовых сетях МТС.
НЕБОГАТЫЙ ВЫБОР У КЛИЕНТА
Намерение Госторгинспекции РФ распространить свой контроль на компании сотовой связи вполне логично: в сетях нынче уже около двух миллионов абонентов. Из элитной эта услуга стала массовой. Но штрафы и проверки инспекции вряд ли избавят потребителя от диктата фирм мобильной связи. Сделать это может только реальная конкуренция.
Она как бы есть, эта конкуренция: в Москве, например, действует не одна, а четыре компании сотовой связи. Но конкурируют они за потребителя как-то странно. Две фирмы из борьбы выпадают: контракты компании "Сотел" безумно дороги и не предназначены для массового клиента, а качество связи МСС слишком низко, чтобы рассчитывать на признание широких масс.
Остаются МТС и Билайн. Они делят рынок сейчас практически поровну и, похоже, не очень стремятся оторваться в лидеры. Небольшие послабления в тарифной политике компании Билайн вызвали лишь вялую адекватную реакцию со стороны бывшего монополиста - МТС. В обеих компаниях клиенты вынуждены оплачивать входящие звонки, чего давно уже нет даже в бывших республиках советской Прибалтики. И обе компании солидарно не вводят посекундный учет времени разговоров, предпочитая округлять минуты в свою пользу. Разве что система расчетов с клиентами у Билайна не такая неудобная, как у МТС.
При такой вялотекущей конкуренции третий был бы не лишним.