"ЧАЕВЫЕ" ПО-МЕКСИКАНСКИ

Автомобили, подруливающие к супермаркету близ корпункта "Труда" в мексиканской столице, неизменно встречает бравый полицейский - хосе, отвечающий за общественный порядок в районе. На его лице отражается все, кроме неподкупности.

За один-два песо "чаевых" он по-хозяйски разместит машину покупателя на импровизированной стоянке у бордюра тротуара. Чем еще, кроме этого "малого" бизнеса у магазина, занят во время дежурства хосе, заметить довольно трудно.
Респектабельный чиновник в министерстве образования сочувственно сетует на бюрократическую волокиту в его ведомстве, но тут же намекает на возможность "ускорить рассмотрение просьбы" и мимоходом замечает, что "шотландское виски имеет непревзойденный вкус".
О скрытом и откровенном взяточничестве в государственных учреждениях разного ранга в Мексике говорят давно, в местной печати даже устоялось хлесткое определение царящим в эшелонах власти нравам - "государственная клептомания". Многие считают это неизлечимой болезнью общества.
Недавно довелось услышать старый анекдот на эту тему: во время визита в Мексику у американского мультимиллионера Рокфеллера пропали часы. Перед самым отъездом гостя из Мехико тогдашний президент страны Венустиано Карранса вернул пропажу. На вопрос, как удалось найти часы, глава государства сказал, что он "снял их с руки министра юстиции, который пока об этом не знает".
Печальная мораль анекдота и сегодня в Мексике не потеряла актуальности. В последнее время достоянием гласности стали десятки фактов коррупции в высших эшелонах власти во время правления предыдущих администраций.
Нынешний глава Мексики Висенте Фокс неизменно подчеркивает приверженность его администрации борьбе с коррупцией, но, как считает большинство мексиканцев, многолетние традиции пристрастия к "чаевым" изжить не просто.