08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО ВАЖНЕЕ ДЕНЕГ?

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 21 Июля 2005г.
Поразительные по откровенности ответы были получены социологами в ходе недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Оказывается, сегодня 40 процентов жителей страны считают, что для достижения успеха любые средства хороши. Иначе говоря, многие россияне как бы отправляют на "свалку истории" такие извечные ценности, как порядочность, честность, верность слову и т. д.

Наиболее свободны от таких "глупых предрассудков" молодые люди. Почти две трети опрошенных респондентов в возрасте 18 - 24 лет не считают моральные нормы обязательными, когда речь идет о достижении цели. В группе 25 - 44-летних подобных "революционеров"-нигилистов половина. Зато у пожилых (60 и старше) чуть более трети согласны с тем, что иногда можно переступить через моральные принципы, а 58 процентов твердо заявили, что не пойдут на это никогда.
Между прочим, в 1989-м на вопросы "Что нужно воспитывать в детях? Какими они должны быть?" абсолютное большинство (68 процентов) граждан бывшего СССР ответили: "Должны быть честными, порядочными". Этот ответ, а также другой - "Должны уважать родителей" - разделили тогда первое и второе места. Во всем цивилизованном мире эти максимы, естественно, не утратили своего значения и теперь. Почему же у нас происходит обесценивание моральных ценностей у молодежи? Этой теме была посвящена наша беседа с президентом Российской академии образования (РАО), академиком РАО
Николаем НИКАНДРОВЫМ.
- С начала 90-х годов Россия пережила тяжелые, масштабные потрясения, - сказал Николай Дмитриевич. - Смена одного общественного строя другим, причем идеологически считавшимся, так сказать, полярным, сопровождалась болезненным разрушением привычных устоев, массовым обнищанием, усилением незащищенности социально уязвимых групп населения, невиданным размахом коррупции, несправедливой приватизацией, сокращением вдвое производства, безработицей... Людей бросили в жестокий эксперимент, который большинство сограждан привел к бедственному, а порой катастрофическому положению. Перед миллионами россиян со всей остротой встала задача выживания. И не у всех психика выдерживала запредельные перегрузки. Многие просто не видели никакого выхода, никаких перспектив. Не случайно с 1990-го по 1995-й число самоубийств выросло вдвое.
В то же самое время люди оборотистые, ловкачи демонстративно наживали огромные богатства, получив благодаря своим связям доступ к природным запасам или проводя всевозможные махинации, в том числе занимаясь строительством так называемых пирамид. Появились долларовые миллионеры, а позже миллиардеры, которые в отличие, например, от Генри Форда не совершили революции в автомобилестроении, не способствовали подъему экономики, но обладали немалой властью и могуществом. Многие чиновники брали взятки, причем и на нижних, и на верхних этажах власти. Аморальные принципы как бы негласно возводились в некую норму. Используя их, нередко добивались успеха и политики, и функционеры во властных структурах, и "новые русские".
Конечно, людей с твердыми правилами и большим жизненным опытом ничто не могло заставить изменить традиционным нравственным нормам. Чего не скажешь о немалой части молодежи, которая воспринимала наглядные, яркие примеры достижения успеха любой ценой не критично, а даже с некоторой завистью. И теперь удивительно не то, что 62 процента вступающих в жизнь юношей и девушек (от 18 до 24 лет) соглашаются с тем, что в определенных ситуациях можно переступать через моральные барьеры. Удивительно еще, что их только 62 процента. Обнадеживает другое: каждый третий из этой молодежной группы заявил, что никогда так не поступит.
В интересном исследовании С. Григорьева и В. Немировской ("В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века") тоже дается анализ тревожных тенденций. С середины 80-х до середины 90-х годов на 27 процентов сократилось количество студентов, которые категорически высказываются в пользу значимости таких характеристик человека, как служение делу справедливости, стремление к справедливости, забота о ее защите". Это свидетельствует о существенном снижении влияния морально-этических, правовых и социальных норм. Между прочим, в начале реформ уехать из страны были готовы 60 процентов молодежи, причем треть из них - навсегда. Будущее России интересовало только 7 процентов опрошенных в этой возрастной группе. Тревожные факты...
Разумеется, анализируя сложный процесс деградации моральных ценностей, следует рассматривать не одну, а комплекс причин. В их числе массовая бедность, духовное обнищание сбитых с толку граждан, агрессивное наступление антикультуры, самоустранение государства от формирования морально-нравственного климата, низкий моральный рейтинг политических партий и другие факторы.
- Какая связь между бедностью и деградацией моральных ценностей?
- Самая прямая. Застойная нищета обрекает граждан на постоянные унижения, порождает озлобленность, стремление любой ценой выбиться в люди. По меткому выражению Петра Столыпина, бедность - худшее из рабств. Чтобы сбросить эти оковы, многие, особенно молодежь, готовы на все - тут уж не до моральных высот.
- А что вы имеете в виду, говоря об антикультуре?
- Поток низкопробных поделок занимает большое место на телевидении, в литературе, в выступлениях музыкальных групп. Пропагандируется жестокость, антиэстетизм, "право сильного", вседозволенность. Приведу для примера отрывок из распространявшейся в свое время песни "Яростное отрезание":
Член от члена...
Свернувшиеся железы...
Искромсанные потроха...
Обрубки рук...
Нагноившаяся селезенка...
Раздробленные ребра...
Расплющенный пах...
Гнойная рвота...
Расчленять и кромсать...
Антикультура разрушает человека, побуждает к антигуманным поступкам, оболванивает. Примитивизация потребностей ведет к деградации личности. Такими людьми легко управлять, заставлять их довольствоваться самыми убогими образцами псевдокультуры. Круг замыкается...
- Некоторые писатели, политологи, говоря о крушении привычных устоев после начала радикальных реформ в 90-х годах, подчеркивают, что наши граждане еще не созрели до свободы, не готовы жить в условиях рыночных отношений. Мол, сильна в нас доставшаяся по наследству общинная ментальность, не совместимая с либеральным приоритетом личной выгоды...
- Развитие нашей и западной цивилизаций шло по-разному. В царской России крестьяне жили в отличие от Западной Европы общинами вплоть до начала XX века. В этом были и плюсы, и минусы. По словам историка И. Ионова, "коллективизм был основой душевности отношений между людьми, безоглядных проявлений благородства и самопожертвования, широты души русского человека". Эти качества, понятно, не могут бесследно исчезнуть даже за многие десятилетия. Тем более что принципы коллективизма с известными особенностями, но культивировались и в Советском Союзе. Понятно, адаптация к рыночному индивидуализму и конкуренции миллионам граждан дается очень нелегко. Но я категорически не согласен с тем, что наши люди "не доросли" ни до свободы, ни до рыночной экономики. Вопрос в том, какой рынок имеется в виду. И уж если говорить о давней истории, не будем забывать, что в США отменили рабство несколько позже, чем у нас крепостное право.
Известный американский миллиардер Джордж Сорос в своей книге пишет о "неминуемом распаде системы мирового капитализма", который, по мнению автора, не способствует развитию демократии и не является лучшим инструментом для признания обществом подлинных моральных ценностей. "Стремление к деньгам перекрывает все другие общественные соображения... - подчеркивает Сорос. - Между подлинными ценностями и рыночными ценностями существует пропасть. Денежные ценности узурпировали роль подлинных, а рынки стали господствовать в таких сферах общественной жизни, где им не должно быть места". Такой аморальный капитализм, естественно, не вызывает симпатии. Но есть другой путь, по которому пошел "отец" германского экономического чуда Людвиг Эрхард. В послевоенной, лежавшей в руинах Германии он построил социальное рыночное хозяйство. Признавая свободную рыночную конкуренцию, Эрхард важную роль отводил и корректирующему влиянию государства.
В 90-х годах авторы российских реформ навязали нашей стране наихудшую модель грабительского капитализма. Это сопровождалось разрушением экономики, социальной сферы, культурных традиций, духовным обнищанием. И кто знает, куда бы мы пришли, если бы Владимир Путин, став президентом, не обозначил четко новый вектор развития - к регулируемому рынку в рамках социального государства и реального партнерства. Но мы видим, как трудно исправлять то, что разрушалось.
- Как все же убедить молодежь в том, что есть кое-что поважнее денег, например, порядочность, честность, совесть?
- Не повторяясь, отмечу лишь исключительную важность воспитательной работы, особенно среди молодого поколения. Речь идет о системе детских учреждений, школьном и вузовском образовании. В начале 90-х бесшабашные реформаторы решили вообще отказаться от "советских пережитков" и ограничиться только преподаванием конкретных дисциплин. А в результате сегодня мы стоим перед труднейшей задачей: как восполнить потерю нравственных и ценностных ориентиров?
Не вызывает сомнений: воспитательная работа в системе образования должна занять свое приоритетное место. Ибо, как верно заметил американский ученый Э. Боуэр, самый опасный результат образования - прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью. Нашей академией разработана государственная программа воспитания подрастающего поколения до 2010 года. Сейчас идет ее обсуждение. Очень надеюсь, что эта программа будет реализована.
С какой из нижеперечисленных точек зрения вы скорее согласны?
(Ответы приводятся в процентах от числа опрошенных)
Всего опрошенных
Возраст, лет
18-24
25-34
35-44
45-59
60 и старше
Мир жесток, и чтобы
добиться успеха,
иногда приходится
переступать через
моральные
принципы и нормы 40 62 50 52 43 36
Никогда
не переступлю
через моральные
принципы 52 30 45 45 53 58
Затрудняюсь
ответить 8 7 5 3 4 6


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников