НАСИЛИЕ НАД ФАКТАМИ

В год, когда мир отмечает 60-летие Великой Победы над фашизмом, особо весомый вклад в которую внес советский народ, опубликована книга английского историка Энтони Бивора "Падение Берлина. 1945". Автор этого "труда" увидел лишь две "заслуги" Советского Союза в победе над фашизмом: "СССР завалил Германию трупами советских военнослужащих" и "советские солдаты совершали массовые изнасилования немецких женщин в 1945 году". Некоторые СМИ (и даже в России) подхватили эту тему. Свое мнение по этому поводу мы попросили высказать ведущих специалистов по истории второй мировой войны.

Генерал армии Махмут ГАРЕЕВ, президент Академии военных наук:
- Энтони Бивор и его подпевалы являются банальными плагиаторами. Настоящий автор мифа об "агрессивной сексуальности" наших солдат - Геббельс, который в известных целях запугивал своих соотечественников: "В отдельных деревнях и городах бесчисленным изнасилованиям подверглись все немецкие женщины от 10 до 70 лет. Кажется, что это делается по приказу сверху, так как в поведении советской солдатни можно усмотреть явную систему".
Однако Бивор переплюнул Геббельса. Без всяких на то документальных оснований или хотя бы неанонимных свидетельских показаний он утверждает: "По оценкам двух главных берлинских госпиталей, число изнасилованных советскими солдатами колеблется от 95 до 130 тысяч человек. Один доктор сделал вывод, что только в Берлине было изнасиловано примерно 100 тысяч женщин... Видимо, намного больше, если принимать во внимание 1 миллион 400 тысяч изнасилованных в Восточной Пруссии, Померании и Силезии. Представляется, что всего было изнасиловано порядка двух миллионов немецких женщин".
Вот такая "научная" база подведена под очередной пасквиль на советского солдата-освободителя. Между тем любому непредвзятому человеку очевидна разница между мотивацией поведения фашистских и советских солдат на занятых территориях. Если Гитлер давал индульгенцию своим воякам на всякое насилие над "славянскими варварами", громогласно заявляя, что освобождает их от "химеры совести", то Верховный главнокомандующий Сталин 19 января 1945 года подписал приказ, который требовал не допускать грубого отношения к местному населению. В развитие этого приказа последовали директивы военных советов фронтов. То есть у нас юридически было запрещено всякое насилие в отношении мирных жителей повергнутой Германии.
Конечно, проявления жестокости, в том числе и сексуальной, случались. Их просто не могло не быть после того, что фашисты натворили на нашей земле. Но такие случаи решительно пресекались и карались. И они не стали массовыми. Ведь как только мы занимали населенный пункт, там сразу создавалась комендатура. Она обеспечивала местное население продовольствием, медицинским обслуживанием. Порядок контролировала комендантская патрульная служба.
Лично я участвовал в освобождении Восточной Пруссии. Говорю как на духу: о сексуальном насилии тогда даже не слышал. Помню, перед строем нам зачитали решение военного трибунала. Суть дела была в том, что несколько солдат ворвались во двор зажиточного бауэра, поймали несколько кур, гусей, начали варить. Когда бой за хутор закончился, хозяева выбрались из подвала, где прятались, и подняли крик. На шум нагрянул патруль. Солдат задержали. Командир 184-й дивизии генерал-майор Басан Городовиков приказал устроить показательный суд военного трибунала. Бойцам дали по пять лет лагерей. Нетрудно предположить, что наказание было бы неизмеримо более строгим, если бы кто-то из них позарился, скажем, на хозяйку.
Генерал армии Иван ТРЕТЬЯК, Герой Советского Союза, Герой социалистического труда:
- Было бы ханжеством отрицать, что случаи изнасилования, других видов жестокости на немецкой земле имели место. Но попытка, вслед за Геббельсом, представить Красную армию "ордой громил и мародеров" не соответствует исторической правде и кощунственна по отношению к памяти воинов-освободителей.
В 1945 году я был командиром полка. Что скрывать, мы были очень злы на немцев. Фашисты сожгли мой дом и еще четыре соседних дома. Поубивали родных и близких. В полку, пожалуй, не было ни одного бойца, у которого не чесались бы руки отомстить за родных, за друзей. Но существовал приказ Сталина, и мы его выполняли. Ведь тогда армия была намного дисциплинированнее, чем сейчас. Скажу честно, я жаждал мести. Но отдал бы под трибунал любого, кто дал бы волю этому чувству и распустил бы руки.
В моем полку не было ни одного случая насилия. Хотя, конечно, в такой огромной войсковой группировке, которая в 1945 году вошла в Германию, всякое случалось. Мужики по нескольку лет женщин не видели. Кто-то и не устоял. Но сегодня многие признают, что сексуальные связи между нашими бойцами и немками далеко не всегда носили насильственный характер. Бывал и обоюдный интерес.
Странно сегодня читать, как некий англичанин вдруг озаботился сексуальными коллизиями 60-летней давности, о которых сами немки вслух не вспоминают.
Непонятно и другое: почему многочисленные иностранные и российские радетели за "чистоту фронтовых нравов" не ставят вопрос о страшном и жесточайшем насилии со стороны немцев, которому подверглись в годы войны народы СССР? И уж совсем дико то, что пасквиль Бивора, переведенный на русский язык, гигантскими тиражами публикуется в России. Это не плюрализм, а самый поганый цинизм, ведь подавляющее большинство оболганных уже не может ответить лжецам.
Профессор Олег РЖЕШЕВСКИЙ, президент Ассоциации историков второй мировой войны:
- В центре книги Бивора, если не по объему, то по значению - сцены насилия над немецкими женщинами, мародерства и других преступлений советских солдат, попытка воссоздания образа "азиатских орд", который вбивала в головы немцев нацистская пропаганда, а затем небольшая группа историков-неофашистов, от которых давно отвернулись в Германии.
Следовало бы иметь веские основания, располагать документами, если уж выдвигать столь тяжелое обвинение в адрес армии, вынесшей на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашистским нашествием. Но их в книге Бивора нет. Сведения о "массовом насилии" основываются на свидетельствах типа "берлинцы помнят... ", "один доктор подсчитал... ", что не приемлемо для научного исследования, на которое претендует книга.
Бойцы и командиры Красной армии совершили великий подвиг, освободив территорию своей страны, а затем, совместно с союзниками, оккупированные агрессорами страны Европы и Азии. Позади осталась родная земля, разоренная солдатами вермахта. Трагедия, ужас пришли в каждую советскую семью, и ярости солдат и офицеров, вступивших с боями на вражескую землю, не было предела. По логике лавина мести могла захлестнуть Германию, однако этого не произошло. Убийства, грабежи, насилие над женщинами - эти неизбежные спутники войны, разумеется, совершали военнослужащие и советской, и других союзных армий. Но в целом они проявили гуманное отношение к мирным немецким жителям.
С вступлением Красной армии на территорию стран-агрессоров Ставкой были приняты чрезвычайные меры для предупреждения бесчинств по отношению к мирному немецкому населению. Наряду с разъяснительной работой принимались жесткие карательные меры. Как свидетельствуют данные Главной военной прокуратуры, в первые месяцы 1945 года за совершенные бесчинства по отношению к местному населению были осуждены военными трибуналами 4148 офицеров и большое число рядовых. Несколько показательных судебных процессов над военнослужащими завершились вынесением смертных приговоров. В армии США за убийства, изнасилования казнили 69 человек.
Посольство Российской Федерации в Великобритании было вынуждено выступить с резким заявлением по поводу книги Бивора. Но недавно эта книга издана на русском языке в России. Геббельс в гробу потирает руки.
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ДОКУМЕНТЫ:
Из донесения члена военного совета 1-го Украинского фронта генерал-лейтенанта К.Крайнюкова от 4.04.45 г.:
"Немцы высказывают удовлетворение установленным для них режимом. Так, пастор города Заган Эрнст Шлихен заявил: "Мероприятия, проводимые советским командованием, расцениваются немецким населением как справедливые, вытекающие из военных условий. Но отдельные случаи произвола, особенно факты изнасилования женщин, держат немцев в напряжении".
Из донесения начальника политического отдела 8-й гвардейской армии гвардии генерал-майора М.Скосырева от 25.04.45 г.:
"В последние дни резко уменьшилось количество случаев барахольства, изнасилования женщин и других аморальных явлений со стороны военнослужащих. Регистрируется по 2-3 случая в каждом населенном пункте, в то время как раньше количество случаев аморальных явлений было намного больше".
Из доклада военного прокурора 1-го Белорусского фронта генерал-майора юстиции Л.Яченина от 2.05.45 г.:
"Насилиями, грабежами и барахольством широко занимаются репатриированные, следующие на пункты репатриации, а особенно итальянцы, голландцы и даже немцы. При этом все эти безобразия сваливают на наших военнослужащих".
Из доклада начальника политуправления 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенанта С.Галаджева от 31.05. 45 г.:
"Надо прямо сказать, что в частях фронта еще есть такие люди, которые никак не могут смириться с изменением отношения к немцам. Это в первую очередь те люди, семьи которых сильно пострадали от зверств немцев и имеют к ним личные счета мести. Особо распространены настроения, выражающие недовольство тем, что для немецкого населения установлены высокие нормы снабжения... Немцы в Берлине сейчас получают хлеба и других продуктов больше, нежели некоторые семьи военнослужащих в Советском Союзе".