ЧЕЛОВЕК ПОТЕРЯЛСЯ

Сергей Подойницын, заместитель начальника заводской лаборатории, исчез 17 октября 2003 года. Поехал в Красноярск, чтобы купить автомобиль - естественно, имел при себе крупную сумму. Что с ним случилось потом, так и остается загадкой. Первая версия, которая напрашивается: его ограбили и жестоко избили или накачали сильнодействующими средствами. Однако в то время высказывался и другой вариант развития событий: дескать, Подойницын, владеющий секретами режимного предприятия, решил продать их на Запад и сбежать в США.

- Сергей Подойницын - толковый, грамотный специалист, - считает начальник бюро общественной информации Железногорского ГХК Павел Морозов. - Он курировал научное направление на комбинате, много занимался конверсией. Конечно, знал какие-то секреты, но вряд ли их можно считать государственными. К примеру, был в курсе, сколько плутония мы нарабатываем, однако теперь эти цифры наша страна открыто декларирует американской стороне.
3 ноября 2003 года химик в очередной раз собирался вылететь в Филадельфию - на научный конгресс. Если бы захотел остаться, мог бы сделать это спокойно. По факту исчезновения Сергея Подойницына прокуратура Красноярского края возбудила уголовное дело по статье 105, части 1 - убийство. Параллельно расследованием случившегося занимались и работники ФСБ.
Нашелся он сам. По словам Павла Морозова, Подойницын добрался до контрольно-пропускного пункта закрытого города, позвонил оттуда своему другу и коллеге по работе и попросил отвезти домой. Пройти через КПП самостоятельно он не смог, поскольку не имел при себе никаких документов - их вроде бы кто-то украл. Что с ним произошло, как и где жил все это время, Подойницын представляет очень смутно. В разговорах упоминает то Иркутск, то Кемерово, то Новосибирск, говорит, что работал строителем. Долго он вообще не мог сам себе ответить ни на один вопрос: откуда родом, где жил и трудился, есть ли у него семья. Постепенно начал вспоминать, поэтому и вернулся в Железногорск, к жене и матери. Однако провал в памяти до сих пор сохраняется.
Родственники и знакомые считают, что за время двухлетних странствий Сергей Подойницын не слишком изменился - разве что бороду сбрил. Ведет себя он вполне адекватно, нормально разговаривает. С предприятия химика не уволили, готовы принять обратно, но только после тщательного медицинского обследования.
- Прокуратурой Красноярского края возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным статьей 126 УК РФ - похищение человека, - сообщил прокурор края Виктор Гринь. - У Подойницына обнаружено расстройство памяти, в связи с этим решается вопрос о его госпитализации. При улучшении состояния здоровья следственные действия будут возобновлены.
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию академика РАМН, директора Центра социальной и судебной психиатрии имени В.Сербского Татьяну ДМИТРИЕВУ:
- Мы впервые столкнулись с такими случаями примерно три-четыре года назад. В Калужской области в больницу почти одновременно поступили два пациента с совершенно одинаковой патологией, которой никогда ранее не существовало и которая не была описана ни в одном медицинском справочнике. Человек вполне здоров психически, но при этом у него с какого-то момента "потетяна" биография. Он пришел в себя, допустим, где-то на дороге и абсолютно не понимает, не знает, кто он, откуда...
Сейчас мы нашли уже около тридцати человек с похожими симптомами, изучаем эти случаи, просим направлять к нам таких пациентов со всей страны. С помощью телевидения ищем родственников людей, забывших самих себя. Нескольким пациентам смогли полностью восстановить память. Иногда люди сохраняют в памяти какие-то фрагменты прошлой жизни. Кто-то, например, говорит: "Я точно знаю, что родился в маленьком городке".
Причины таких провалов памяти до конца не ясны. Мы предполагаем, что это должно быть какое-то очень серьезное внешнее воздействие: химическое, электромагнитное или иное, но, конечно, не просто сильный стресс. У нас уже есть специальное отделение для таких больных. Разработаны определенные методики, которые позволяют помочь этим людям. Мы намерены заниматься этим явлением как отдельной серьезной проблемой, которую подбросила нам жизнь.