ЕСЛИ НЕ ЛЕЗТЬ В БУТЫЛКУ

Летом спрос на воду и пиво возрастает в разы. Сколько бы ни рекламировали алюминиевые банки, наибольшим спросом у населения пользуется продукция в самых обычных пластиковых бутылках. Однако, утоляя жажду, мы не можем даже представить, какая борьба разворачивается за производство этой самой бутылки. Как много, оказывается, желающих напоить страну.

Парадокс, но сегодня одно только первичное сырье для российских пластиковых бутылок, терефталевая кислота, стоит примерно столько же, сколько готовая импортная заготовка. Заготовку получают из гранул ПЭТФ (полиэтилентерафталата). А гранулы ПЭТФ у нас практически не выпускают - слишком уж дорого исходное сырье. Компании, заявлявшие о своем желании выпускать ПЭТФ, до сих пор не могут похвастать успехами. Проблема в том, что терефталевую кислоту (ТФК) наши производители импортируют из Европы и Азии. На мировом рынке одна тонна ТФК стоит 900 - 1100 долларов в зависимости от страны-производителя. В России она обходится еще дороже из-за высоких таможенных пошлин. Круг замыкается.
Единственными мощностями для производства ТФК в нашей стране располагает завод "Полиэф" в Благовещенске, что в Башкирии. Как только он заработает, появится дешевое отечественное сырье для производства пластика, и цена на бутылки упадет. Однако на практике все не так просто.
Дело в том, что завод строят 15 лет, и долги бюджету исчисляются цифрами со многими нулями. В январе нынешнего года государство, совершив несколько неудачных попыток найти "Полиэфу" нового хозяина, решилось продать 100-процентный госпакет акций предприятия по "голландской" системе. Суть ее в том, что на торгах цена идет не вверх, а вниз (от максимальной к минимальной), и выигрывает тот, у кого раньше "сдадут нервы", кто первый подаст заявку. В итоге 25 марта акции предприятия за 3 миллиарда 38 миллионов рублей неожиданно достались малоизвестному ООО "Завод "Селена".
Как оказалось, "Селена" перешла дорогу двум крупнейшим игрокам российского бизнеса - "СИБУРу" и "ЛУКОЙЛу", которые тоже претендовали на покупку завода. Дмитрий Конов, старший вице-президент компании "СИБУР", в начале апреля заявил: "Мы не очень сильно переживаем из-за проигрыша. У нас есть возможность построить эффективное производство, которое будет более финансово выгодно, чем то, которое обещает "Полиэф". Казалось бы, ситуация урегулировалась и скоро страна сможет отказаться от импортного сырья. Но события начали развиваться по другому сценарию.
1 апреля "СИБУР" и "ЛУКОЙЛ-Нефтехим" подали совместный иск о признании сделки по покупке "Полиэфа" "Селеной" недействительной. Отказавшись от поспешных заявлений, подсчитав прибыли, которые может принести огромный российский рынок, компании ринулись в бой. Но тут встал вопрос: в чем нарушение, если все участники сделки довольны и законные процедуры соблюдены? Претензии нашлись к условиям торгов. То есть, фактически, к государству. Но трудно себе представить, что государство пойдет на деприватизацию "Полиэфа" и по доброй воле вернет 109 миллионов долларов, уплаченных "Селеной" в бюджет. Да и кому нужен скандал на ровном месте?
Фактически у "СИБУРа" и "ЛУКОЙЛ-Нефтехима" два выхода из сложившейся ситуации: договариваться с "Селеной" "по-хорошему" или "по-плохому", иными словами, попытаться надавить. Вряд ли давление будет грубым, солидным корпорациям это не к лицу. Здесь необходимо учитывать, что гранды отечественного бизнеса часто находят понимание в государственных структурах. Свое влияние они могли бы использовать, чтобы склонить на свою сторону башкирского президента Муртазу Рахимова, который публично выразил свою поддержку подмосковной "Селене".
"Полиэф" за время строительства оказался должен не только республиканскому бюджету, но и строительным организациям. "Селена" не потеряла кредиторов из виду и до начала строительных работ заключила со всеми мировое соглашение. Несмотря на это, "СИБУР" пытается скупать долговые обязательства "Полиэфа". Официальный мотив: не допустить "растаскивания" пакета акций и гарантировать запуск производства ТФК, в котором "СИБУР" заинтересован не меньше "Селены".
На время разбирательства все 100 процентов акций "Полиэфа" остаются под арестом. "Селена" может вкладывать инвестиции в производство, но распоряжаться своим пакетом не имеет права. Это мешает привлечению дополнительных кредитов и не дает возможности расплатиться с долгами. Однако в компании говорят, что они "сами справляются". И тут "Селена" сделала упреждающий удар: новый собственник "Полиэфа" обезопасил себя тем, что провел аудит в компании "Финэкспертиза" - в той же самой, которая является аудитором и "СИБУРа". Так что вопросы от проверяющих органов, скорее всего, исчезнут в зародыше.
Ясно одно: корпоративные войны - удовольствие отнюдь не дешевое. Пока идет сражение, по рублю с каждой бутылки воды будет капать на зарплату корпоративным юристам. А потребителям выгодно, чтобы участники конфликта, как говорится, "не лезли в бутылку", а сошлись за столом переговоров.