09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ ГОРОД N

Безрук Мария
Опубликовано 01:01 21 Июля 2005г.
Из всех телевизионных жанров важнейшим является информация. В дни чрезвычайных событий, стихийных бедствий, техногенных катастроф и терактов "новости" собирают колоссальные аудитории. Но тем не менее нельзя не констатировать факта: информационные программы уже не так популярны, как прежде. А в регионах жители все чаще предпочитают местные выпуски новостей федеральным.

В начале 90-х ведущие информационных программ центральных каналов были самыми популярными людьми страны. Невзоров, Киселев, Сорокина, Миткова, Гурнов, Сванидзе... Их узнавали на улицах, ждали после эфиров у подъездов, чтобы поговорить или просто пожать руку. Верили им беспрекословно. Сегодня ситуация совершенно другая. Телезрителя больше занимают игровые шоу, сериалы и спорт. Информационные выпуски перестали быть неотъемлемой частью жизни наших граждан, все чаще слушающих их между делом. И если раньше зритель принципиально смотрел "Новости" на определенном канале, выбранном им в зависимости от своей политической и нравственной позиции, то нынче решающим при выборе становится фактор времени: удобно - не удобно. И это понятно: информационные программы федеральных каналов походят друг на друга как близнецы.
И еще одно принципиальное отличие современного информационного вещания от того, каким оно было 10 - 15 лет назад. Максимум внимания жители регионов все чаще уделяют местным новостям. Эта тенденция, при которой прорванная труба в родном городке интересует телезрителей больше, чем мировые геополитические процессы, давно стала доминирующей в большинстве западных стран. Когда-то это казалось нам странным и непонятным. Но постепенно мы пришли к тому же. А поскольку, как известно, спрос рождает предложение, новые телекомпании, предлагающие свои выпуски новостей, в последние годы появлялись в провинциальных городах, городках и даже поселках одна за другой.
СВОИ
Евгений ЕНИН, ведущий информационно-аналитической программы "Новости. Итоги недели" ("4-й канал", г. Екатеринбург):
- Существует тенденция снижения интереса к новостям, но это касается как региональных, так и федеральных телеканалов. Объяснение простое: в стране относительная стабильность, никаких сверхъестественных сюрпризов публика не ждет. Но при этом региональные новости находятся все же в более выигрышной ситуации, чем федеральные. События, непосредственно влияющие на жизнь людей, происходят здесь, рядом, а не в Москве. И узнать о них можно только в местных выпусках новостей. К тому же, за некоторым исключением местным новостям зрители доверяют больше, чем федеральным. И на это есть несколько причин. С одной стороны, к потере доверия приводит информационная политика федеральных каналов. С другой, местные новости и ведущие, сообщающие их, воспринимаются как свои. А московские - как чужие. Дескать, у них там свои дела, у нас - свои.
Алина БЕЛКОВСКАЯ, директор информационного вещания ТК "Макс Медиа Групп", г. Сочи:
- Чем меньше город, тем популярнее местные новости. Потому что они играют роль не столько информатора, сколько интерпретатора. За редким исключением, мы не сообщаем о чем-то принципиально новом, мы объясняем суть события. Ведь в маленьких городах, как правило, информация и без СМИ расходится моментально. По этой же причине доверие к телеканалу и формируется, и пропадает чрезвычайно быстро. Все друг с другом знакомы, и, не дай бог, если зритель уже знает о событии больше, чем ему расскажут ведущие! При этом если даже горожане не верят местным новостям, смотреть их они все равно будут, потому что люди любят смотреть на себя, а возможность самому попасть в кадр или увидеть на экране своих знакомых в маленьких городках неизмеримо выше, чем в мегаполисах.
КАКИЕ НОВОСТИ НУЖНЫ РЕГИОНАМ?
Нина ЗВЕРЕВА, академик Академии российского телевидения, педагог школы телевидения, руководитель телеканала (Нижний Новгород):
- Как сказал один мудрец: умные русские умнее умных немцев, но глупые русские гораздо глупее глупых немцев. То же самое происходит с региональными и федеральными новостями. Лучшие выпуски региональных новостей на голову интереснее федеральных, но плохие региональные новости смотреть очень тяжело. Конечно, в оформлении студий, одежде, макияже, имидже ведущих большинству региональных компаний далеко до совершенства. В лучшем случае они копируют стиль федеральных ведущих, в худшем выходят в эфир, как Бог на душу положит, в трикотаже и с боевой раскраской. Зато они показывают правду жизни, то, чего информационщики в Центре себе позволить не могут. Вот, например, федеральные каналы всячески обходят тему чеченской войны. А в региональных новостях может пойти сюжет о парне, который вернулся из Чечни, и которого не берут на работу. И таких сюжетов много.
Почему весь Томск смотрит "ТВ-2", канал, который получает бесконечные призы на региональных и федеральных "ТЭФИ"? Потому, что если у них в регионе ожидается паводок, то новости начинаются с прогноза, сколько затопит домов и где именно это произойдет. А в Вятке есть 33-й канал, который делают молодые ребята, средний возраст которых 21 год. Они создали веселый муниципальный канал и он сразу же стал очень популярным. В своей работе они использовали такой, например, прием. Ведущий программы стоял на улице и предлагал всем желающим проехаться на саночках. В результате он вез то ребенка, то старушку, то взрослого мужчину и разговаривал с ними...
Еще есть очень хороший вариант ведения региональных новостей - интерактив, когда вы выносите на обсуждения какой-то вопрос, касающийся города, и смотрите, как жители на него реагируют. Причем в большинстве региональных программ подобные опросы делаются абсолютно честно. Я видела один интерактив в Ханты-Мансийске, когда вопрос "Какие книги предпочитают ваши дети?" вызвал всего лишь 18 звонков. Это в часовой-то передаче! Понятно, дети не читают ничего. Я спрашиваю авторов: "Вы что, не могли что-то подкрутить, позвонить самим себе из соседней комнаты, например?" Они отвечают: "Нет, это было бы нечестно". Но в принципе интерактив действует безотказно. Бывает по тысяче и больше звонков за передачу. И подобные опросы показывают ситуацию более выпукло и правдиво, нежели она предстает в федеральных выпусках. Главное в региональных новостях - это цифры, реальные, говорящие о нашей жизни.
ОТ КОГО ЗАВИСЯТ ЖУРНАЛИСТЫ?
Евгений ЕНИН:
- В каждом регионе, на каждом канале и у каждого журналиста по-разному. Общее, конечно, зависит от хозяина канала. А вот от кого зависит хозяин... Есть регионы с развитым медиа-рынком, и там есть каналы, хозяева которых зависят только от зрителей, т.е. от рекламодателей. Но часто встречается ситуация, когда в городе один-два-три канала, зависящие соответственно от мэра, градообразующего предприятия, крупного местного коммерсанта, для которого телеканал это инструмент влияния, а не бизнес в чистом виде.
Алина БЕЛКОВСКАЯ:
- В первую очередь региональный журналист зависит от менталитета города, в котором он работает. Потому что менталитет этот определяет поведение и властей, и зрителей, и самого журналиста. Второй фактор влияния - это замкнутость связей: все друг друга знают. Опять же чем меньше город и чем больше у тебя "знакомых", тем больше вероятность, что информационный повод коснется одного из них, а он попросит подать этот повод соответствующим образом. Поскольку одна социальная связь неизбежно тянет за собой несколько других (очень много общих друзей), то сложно бывает сохранить равновесие общения, отказывая "знакомому" в определенном повороте темы. Зачастую и не отказывают. Чтобы не ссориться. И получается, что информационная политика складывается не из интересов канала (хотя таковые, естественно, заявляются), а из личных договоренностей чуть ли не каждого репортера. Ну и из договоренностей редакторского и руководящего состава, соответственно. В некоторых регионах практикуется официальный заказ сюжетов от властей - на коммерческой основе. Еще раз повторю - официальный! Заключается договор, присылаются и регистрируются заявки на сюжеты. Тексты потом вычитываются заказчиком. Журналисты не сопротивляются. Ведь чем меньше город, тем важнее "не ссориться", особенно, если твой мир ограничен только этим городом.
И ВСЕ ЖЕ ОНО ДЕЙСТВУЕТ!
Алина БЕЛКОВСКАЯ:
- Но при всем этом телевидение в регионах может реально влиять на ситуацию! Все по той же причине - социальной замкнутости пространства. Зрителю бессмысленно бесстыдно врать, зритель в маленьком регионе все знает. И социальная роль телеканала очень велика. Можно реально помочь многим людям. При этом ведь важно понимать еще одну вещь: почему власти официально заказывают сюжеты в новостях? Почему они так болезненно реагируют на критику? Почему они предпочитают выделять отдельные бюджеты на оплату сюжетов? Потому что они боятся. Журналисты и власти бояться друг друга. Но власти в этом вопросе просто более грамотны - они могут разыграть ситуацию так, что никто и не заподозрит их в страхе. А боятся они потому, что телевидение - это реальное оружие в регионе. Реальное - потому что за ложь можно просто получить по морде от простых граждан. В городках ведь власть без охраны ходит.
* * *
Наши аналитики любят рассуждать о том, какое глобальное влияние оказывает ТВ на умы электората. Это взгляд, ограниченный кругом Садового кольца. Предполагать, что вся Россия видит мир глазами Леонтьева или Брилева, по меньшей мере наивно. Скажем, в одном Екатеринбурге каждый день во временной отрезок с 18.00 до 23.30 в эфир на разных каналах выходит порядка 25 (!) информационных выпусков. И в такой ситуации программы "Время", "Вести" и "Сегодня" далеко не всегда выдерживают конкуренцию.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников