ЕЖИК ПОПАЛ В ОПАЛУ

Помните Хармса? "Лев Толстой очень любил играть на балалайке (и, конечно, детей), но не умел". Перефразируя, можно сказать примерно следующее: наше телевидение очень любит прививать вечные ценности (и, конечно, детей), но не умеет. Короче, речь пойдет о вещании для самых маленьких зрителей. А конкретнее - об анимации. О мультиках то есть.

СИМПСОН: ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
На ТВ-Центре есть вечернее ток-шоу "Ничего личного". Это что-то вроде программы "К барьеру!", только в качестве оппонентов с обеих сторон выступают тройки. Здесь тоже есть рефери. В начале и в конце проводится голосование зрителей. Но есть и принципиальные отличия от соловьевского детища: здесь спорят, скажем, не о кознях нацболов, а о явлениях духовных: о театре, литературе, кино. Тема последнего выпуска звучала так: "Человек-паук вместо дяди Степы".
Для начала показали два блока мультяшной нарезки. В первом настоящий Корней Иванович Чуковский вместе с рисованными героями читал "Телефон", Винни-Пух пел про опилки и сопелки, крокодил Гена опекал Чебурашку. Во втором - Гомер Симпсон нес околесицу, Шрек издавал непристойные звуки, Том молотил Джерри по голове. Ясно, что симпатию у зрителей должно было вызвать свое, отечественное. Неагрессивное, доброе, воспитывающее.
Вопрос в студии был поставлен ребром: сейчас появилось целое поколение детей, выросшее не на Винни, а на Покемонах, не на Чебурашке, а на черепашках. То есть на продуктах массовой культуры. Что за моральные качества могла воспитать в душах детей вся эта заморская гоп-компания?
Как тут не припомнить многолетний судебный процесс, который затеял московский учитель Игорь Смыков против телеканала РЕН-ТВ? Понаблюдав за сыном, он пришел к выводу, что сериал про Симпсонов пробуждает в том агрессию и ожесточенность, и потребовал от руководства канала прекратить показ этого вредного фильма или хотя бы перенести его на ночное, "недетское" время. Суд учитель проиграл. Приглашенные телевизионщиками психологи не обнаружили в мультике ничего предосудительного. И тем не менее кто поручится, что только на маленького Смыкова он оказывает такое воздействие? Может, таких детей - пруд пруди? Только либо родители не замечают этих опасных процессов, либо замечают, но бороться с этим считают бесполезным...
Но вернемся к программе. Первым с жесткой речью выступил известный мультипликатор Гарри Бардин, давний противник всякого рода анимационного масскульта. Помнится, лет пять назад он без устали "клеймил" Масяню. На сей раз камня на камне не оставил от "Шрека", назвав его чудовищным и опасным. Пафос его выступления сводился к тому, что западная анимация сродни детскому питанию. Но если качество заграничных творожков и йогуртов все же кто-то контролирует, то мультфильмы закачиваются в малышей без всякой предварительной проверки. А в них, даже в лучших образцах, принцип всегда один: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Ярым противником бардинской оценки выступил главный редактор журнала "Книжное обозрение" г-н Гаврилов. "Шрек", на его взгляд, прекрасная картина, тоже, в конечном счете, учащая добру, как и какой-нибудь "Ежик в тумане". А показанная в начале программы нарезка - просто подстава. Потому что в нашем блоке были настоящие шедевры, а их, как и в любом виде искусства, всегда немного. Мол, в столь превозносимой всеми советской мультипликации таковых наберется лишь несколько десятков названий, зато всякой дряни - тысячи. А ведь и в той же американской анимации есть настоящие шедевры. И почему было бы не сделать нарезку из них?..
Что тут сказать? Оба правы. И оба неправы.
ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ
В советские времена существовало заблуждение, возведенное в статус закона: мультфильмы делаются для детей. Для взрослых они создавались в небольшом количестве, но пользовались необычайным спросом, в том числе и у детей. С другой стороны, в разряд детских попадали и те мультики, что несли гуманные идеи, но по своей эстетике и образности были малышам просто недоступны. Зато они нравились родителям, которые безуспешно пытались приучить к ним отпрысков. Вспомните свое детство и, положа руку на сердце, скажите, что бы вы предпочли тогда, если бы вам на выбор предложили, скажем, того же "Ежика в тумане" и "Ну, погоди!"?
И еще из области воспоминаний. Хороших мультфильмов в телеэфире всегда отчаянно не хватало. Редкие сборники по выходным да "Спокойной ночи, малыши!", где бесконечно крутили "джентльменский набор" мультиков, считающихся по-настоящему детскими. Как оказалось, таких, вроде меня недокормленных анимацией зрителей, очень много. Как только телеканал "2х2" стал круглосуточно крутить мультфильмы, его рейтинг стремительно пошел вверх. По цифрам он легко обогнал даже раскрученные "Муз-ТВ" и MTV. И, что самое любопытное, у "2х2" аудитория, о которой мечтает любой крупный канал, - это активные, взрослые люди.
...И РЫБКУ СЪЕСТЬ
И все же тот знак беды, что был обозначен в программе "Ничего личного" вполне уместен. Одно дело специализированный мультканал для взрослых, другое - реальный эфир крупнейших федеральных каналов. Отечественной мультипликации в нем крайне мало. Как и вообще детских программ. На эту проблему руководителям каналов не раз указывали депутаты и министры. Те обещали исправиться. И исправились! Первый, например, запустил свой специализированный детский канал "Теленяня". Вот радости-то детишкам! Одна незадача. "Теленяня" - спутниковый канал. За то, чтобы он был у вас дома, - надо платить. Но детских программ в эфире непосредственно Первого-то больше не стало! То есть двойная выгода. Зато отрапортовали о стремительно растущей любви к детям. Это из серии "и рыбку съесть"...
Или, может быть, у нас нет качественной анимационной продукции собственного производства, кроме все тех же верных Винни и кота Матроскина? Ерунда, полным-полно. Много лет подряд принимая участие в работе фестивалей анимации, я убедился, что этот вид искусства живет бурной жизнью. Что новых работ наших блистательных мастеров прошлых лет и молодых талантов достаточно для того, чтобы украсить ежедневный эфир даже самого серьезного телеканала без риска своим соседством омрачить светлые образы вице-премьеров. Да что за примерами далеко ходить! Вы давно последний раз видели по телевизору "Старика и море" Александра Петрова? Не видели вообще? А ведь это единственный анимационный фильм в исполнении российского режиссера, получивший "Оскара"...