Главная Работа 14:46 21 Июля 2010 13679
Жизнь между столиков
Корреспондентки «Труда» месяц проработали в сети кофеен «Шоколадница» и узнали, каково быть официантками
Катерина Бритцова, Яна Прямилова

— Здравствуйте! Вам зал курящий, некурящий? — спросила у нас девушка за барной стойкой, по всей видимости, кассир.

— Мы бы хотели к вам на работу устроиться...

— А-а-а... Ну присаживайтесь, сейчас к вам подойдут, — с лица девушки стерлась приветливая улыбка.

Директор кофейни Александр, приятный мужчина, присел с нами за столик и рассказал о правилах и требованиях к официанткам. В каждой «Шоколаднице» свой распорядок. На Тверской в здании телеграфа работают минимум по двенадцать часов, два дня через два. Но нам удалось договориться работать в удобные для нас дни. Количество рабочих часов в месяц от этого не изменилось.

Зарплата в сети кофеен небольшая — 40 рублей в час. Возможно повышение ставки до 42 рублей в час. Надо только успешно написать тест на знание правил обслуживания и меню. Через какое-то время можно написать тест еще раз — повысить себе зарплату до 44 рублей в час. Чаевые общие. Официанты, бармены, кассир и менеджер получают поровну. Кухня — по 100 рублей на человека. В день получается в среднем 700 рублей чаевых.

Но такие деньги платят не сразу. Сначала нужно семь дней отработать стажером за 40 рублей в час и 100 рублей чаевых в день. На это время тебя не оформляют по трудовой книжке. Учат всему, что должен уметь официант, присматриваются к тебе. По истечении этого срока выдается тест на знание ассортимента, правил обслуживания и этикета. Например, с какой стороны нужно подавать чашку клиенту. Если ответишь правильно больше чем на 80% вопросов, переводят на 50% чаевых. Еще несколько дней практики — и ты полноправный официант с полным «чаем» (чаевыми).

В кофейню нельзя опаздывать. Могут лишить премиальных. Нельзя приходить с ярким макияжем или с лаком на ногтях. Волосы нужно собирать. Обувь должна быть черной. В зале нельзя пользоваться телефоном, жевать жвачку, пить, есть или сидеть в форме.

В день у работника есть 1,5 часа на отдых: два раза перекусить и несколько раз выйти проветриться, отпросившись у менеджера. С 12.00 до 16.00 отлучаться нельзя. Это время ланча, когда в кофейне больше всего народа.

День первый

В первый рабочий день у входа нас встретил миловидный менеджер Павел. Казалось, что ему очень хочется, чтобы мы остались.

Первым делом он выдал форму. Она была явно кем-то ношена и давно не стирана. Мы были несказанно рады тому, что додумались надеть с утра футболки. Грязные рубашки не пришлось надевать на голое тело. Павел, впрочем, извинился за такие неудобства и дал утюг. Хоть не в мятом ходили.

Менеджер показал, где в кофейне туалет, огнетушитель и кухня. Рассказал, куда нужно относить грязную посуду и как надо заворачивать вилки с ножами в салфетки. Показал, где делают кофе и чай, а откуда надо забирать готовые блюда. Голова шла кругом.

Всегда было интересно, как официанты умудряются не путать заказы. Оказалось, все просто. Столы пронумерованы. Официант подходит к клиенту, принимает заказ, записывает его, чтобы не забыть, и забивает в компьютер. R-keeper — это система, где есть все блюда. Указываешь номер стола, что человек заказал, возможно, дополнительные пожелания (например, кофе без кофеина), а чек выходит на кухне и в баре. Заказ готовится, выставляется с чеком официантам. Подходишь к барной стойке, видишь капучино, а под ним чек с номером стола. Берешь поднос и относишь.

Кстати, носить напитки и еду без подноса строго запрещено. Даже стакан сока. Если тебя толкнут, сок выльется на поднос, а не на посетителей.

У каждого официанта есть своя именная карточка. Ей открывается система r-keeper. На ней же хранится информация обо всех заказах официанта. И вот приятный сюрприз: оказывается, 0,5% от общей суммы заказов в конце месяца перечисляются тебе в зарплату.

Еще одно открытие: еда в кофейнях «Шоколадница» привозная. Повара только раскладывают ее по тарелкам и греют в микроволновках. Раскладывают руками, во всяком случае, на наших глазах все происходило именно так. Но конечности моют часто. Повара, кстати, очень опрятные.

Еду, которую не успели продать до окончания срока годности, выбрасывают.

День второй

Менеджер выдал нам большую «вкусную тетрадь». Это чудо-подсказка со всеми правилами кофейни. Там подробное описание всех блюд и напитков, сервировка и подача. Все, что написано в тетради, надо знать назубок. Менеджер периодически проверяет знание содержания «вкусной тетрадки».

Изначально казалось, что работу официанта контролируют только менеджеры. У нас их было четверо. Они обучают стажеров, следят за порядком в зале, решают конфликтные ситуации с посетителями и среди персонала.

Но оказалось, это еще не все. За месяц «Шоколадницу» посещают три тайных гостя. Это люди, которые приходят в кофейню под видом обычных клиентов. Они следят за тем, чтобы официант соблюдал все стандарты обслуживания. Также они оценивают состояние витрины, в которой хранятся тортики, вкус блюд, чистоту туалетов. Удачное прохождение всех тайных гостей сулит премию всему коллективу в конце месяца.

Любой посетитель кофейни может оставить запись в «Книге жалоб и предложений». Каждая жалоба рассматривается руководством кофейни.

Впрочем, если она основана не на фактах, а на личной неприязни или плохом настроении, официанта вряд ли уволят. Часто случается, что посетители сами создают конфликтные ситуации.

Например, одна дама, обнаружив в своем коктейле кофейное зерно, до последнего доказывала себе и окружающим, что это таракан. Не успокоилась она и после того, как коктейль ей заменили.

День третий

В кофейне царила мирная атмосфера, не считая редких стычек на кухне, но, к счастью, их суть никто не понимал из-за незнания киргизского языка, на котором разговаривали повара. Официанты всячески помогали на первых порах. Вообще система подстраховки — очень полезная вещь, и в час пик ты можешь положиться на товарищей, которые и чай отнесут на твой стол, и посуду убрать помогут.

Старожилы кофейни делились маленькими секретами: как, например, ставить блюда на поднос, чтобы он не перевернулся, в какой последовательности выставлять их перед гостем.

Но вместе с опытом приходила и усталость. К концу рабочего дня сил не оставалось даже на улыбку.

В ланч или любой другой час пик голова кипит в прямом и переносном смысле слова. Жарко, душно, накурено. Когда сидишь за едой, на это попросту не обращаешь внимания, а когда с подносом носишься между столами, ни о чем другом думать не получается. Спасают улыбка и доброе отношение к людям.

Ланч самих официантов проходит несколько иначе. Сменив форму на обычную одежду, они занимают небольшой столик в зале и заказывают на кухне одно из нескольких предложенных блюд — из общего меню «Шоколадницы». Первые дни обед несказанно радует: вкусно и можно отдохнуть; со временем остается только отдых: меню довольно однообразно и быстро приедается. До сих пор сложно поверить, что люди приходят в кофейню каждый день и заказывают один и тот же ланч, как это делают постоянные клиенты.

Под конец дня ноги болят до слез. Единственная мечта — дом, душ, кровать.

Время замерло

Очень быстро работа в кофейне стала однообразной. Мы уже написали тесты, перешли на полный «чай». Многих постоянных клиентов мы помнили в лицо и знали, что они будут заказывать. Даже начали интересоваться сплетнями кофейни. О чем еще 12 часов разговаривать?

Уже могли примерно определить, кто из посетителей оставит чаевые, а кто — нет. Например, почти всегда оставляют на чай мужчины после 25 лет с дамами. И почти никогда — молодые люди до 25. Независимо от наличия при них дамы.

Работать в «Шоколаднице» трудно. В кофейне есть что-то вроде поговорки о том, что нет сотрудника, не поплакавшего в туалете. Это тяжело физически: целый день на ногах с тяжелым подносом. Это тяжело морально: гости не всегда адекватны, в коллективе бывают разногласия.

На работу в кофейню устраиваются в основном студенты и приезжие, опыт работы не требуется, особых навыков — тоже.

Но, несмотря ни на что, есть и положительные примеры. Обещанный карьерный рост — не вымысел, и все менеджеры и даже директор рассказывали, как когда-то также начинали с официантов и барменов.

10 самых нелепых просьб клиентов

  • Девушка попросила разогреть штрудель с мороженым — блюдо стало похоже на кисель.
  • Клиентка потребовала заменить свежевыжатый сок на «настоящий». По ее мнению, в свежевыжатом соке не бывает мякоти.
  • «Вытащите рис из рисового чая». Официанту пришлось заниматься рисоловством с помощью чайной ложки и пальцев.
  • «У вас есть десерт „Малина со сливками“? Отделите малину от сливок и принесите все это на отдельных тарелках».
  • «Будьте любезны, чай с чабрецом, только положите в него мой чабрец», — мужчина протянул официантке пакетик с чаем.
  • «Разогрейте мне грейпфрутовый фреш, пожалуйста».
  • «Не беспокойте меня», — попросил мужчина, аккуратно разрывавший и складывавший в стопки на столе салфетки.
  • «Дайте мне торт с орехами, у меня на них аллергия».
  • «Малыш, принеси виски, я горю!»
  • «Прекратите убирать со стола и примите мой заказ».

Плата за труд

  • 40 рублей — начальная почасовая ставка официанта в кофейне «Шоколадница»
  • 46 рублей — максимальная сумма, которую может получать официант в час (после написания трех тестов на знание меню и правил обслуживания)
  • 480 рублей — заработок официанта за одну смену (12 часов)
  • 700 рублей — средние чаевые за смену
  • 0,5% от общей суммы заказов в месяц составляет премия официанта

Ликбез

  • Гость — посетитель ресторана.
  • Запара — главное слово официанта, означает полный зал, час пик.
  • Капуч — капучино, самый заказываемый кофе.
  • Эр-кипер — компьютер для заказов.
  • Открыть (закрыть) стол — создать (рассчитать) столик через эр-кипер.
  • Перекинуть стол — перенести через эр-кипер заказ с одного столика на другой.
  • Висяк — следствие ошибки официанта — блюдо, пробитое в чеке, но не проданное клиенту.
  • Разнос — так официанты называют поднос.
  • Тэйбл-тенс — меню со спецпредложениями, которое стоит на столиках.
  • Накручивать приборы — заворачивать приборы в салфетки.

Интим не предлагать

Как клиенты пытались «склеить» официанток

Катерина Бритцова:

— Как-то к нам в кофейню зашел итальянец. Он был очень любезен и много улыбался. Разговаривали мы на английском, который оба знали, мягко говоря, не очень. А перед уходом он написал мне адрес своей гостиницы и предложил прийти к нему на часик-полтора. «Only talking, no intim», — добавил он, увидев мое ошарашенное лицо. Жестами мы с ним беседовать должны были, что ли?!

 

Яна Прямилова:

— Несколько дней подряд к нам на завтрак приходил мужчина средних лет, смахивающий на профессора. Видимо, мой заспанный с утра вид вызвал у него жалость, и он стал настойчиво убеждать меня, «что пора сменить работу и он готов помочь». Что за работа, он не объяснил, кто он такой, собственно, тоже. На «собеседование» после работы я пришла с подругой, «работодатель» обвинил меня в недоверии и исчез.

Стандарты обслуживания в «Шоколаднице»

  • Поприветствовать гостя. Предложить курящий или некурящий зал, усадить за столик.
  • Подать меню в раскрытом виде. Рассказать про спецпредложения.
  • Через 5 минут подойти к гостю, принять заказ, записать его в блокнот. Повторить заказ. Очень важно предложить гостю что-нибудь еще. Если заказ большой, спросить, в какой последовательности приносить блюда.
  • Принести заказ гостю. Блюда приносятся в определенной последовательности: напитки — 5 минут, десерты — 7 минут (если в заказе нет горячих блюд), горячие блюда — 10 минут (если в заказе есть еще и десерты, то они приносятся после того, как гость доест горячее).
  • Убрать грязную посуду, салфетки. Спросить гостя, как ему вкус блюда и не желает ли он чего-нибудь еще, не нужно ли повторить напитки.
  • Если гость просит его рассчитать, уточнить, нет ли у него скидочной или подарочной карты, и в течение трех минут принести ему счет. Рассчитать гостя надо в течение 5 минут. Даже если нет сдачи, официант обязан принести фискальный чек.

А Минтруд предложил запретить мигрантам менять указанных в патенте работодателей

Александр Киденис
Труд
Пошел работать на стройку - в курьеры идти не моги! Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Росстат подсчитал, что средняя заработная плата в стране выросла до 73 709 рублей, прибавив 14% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно айтишный журнал «Хабр Карьера», проанализировав заработки...

Власти неспешно начали реагировать на трагедию в «Крокус Сити Холле». Но удастся ли при такой политике предотвратить новые угрозы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Нас убеждают: мигранты - наши трудовые помощники, без них Россия никуда. Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

На дорогах в Москве усиленные наряды полиции. Сообщения в СМИ и ролики в Сети свидетельствуют о том, что многие мигранты спешно покидают Россию до лучших времен. В Госдуме на рассмотрении находятся...

Наряду с этим глава ведомства Аркадий Гостев попросил кабмин увеличить тюремщикам зарплату: некомплект сотрудников в службе, по его словам, составляет почти 20% 

Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

В России за 2023 год были закрыты 24 исправительных учреждения. Об этом в четверг, 21 марта журналистам рассказал директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Аркадий Гостев. По его словам, на такой шаг государству пришлось пойти,...

Доклад необходимо представить до 1 мая, далее – один раз в квартал

Фото: Kremlin Pool/via, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин поручил регионам в приоритетном порядке направлять на зарплаты медикам средства, полученные через обязательное медицинское страхование (ОМС). Об этом сообщает пресс-служба Кремля в перечне поручений. «Рекомендовать...

Жители Москвы начали публиковать заявления о готовности занять беседку для шашлыков за деньги

Фото: Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Люди, готовые за деньги занять беседку для шашлыков, активизировались в Москве с приходом весеннего тепла. Об этом свидетельствуют данные сайта по продаже и покупке вещей и услуг «Avito». Стоимость услуги начинается от 300-400...

Ранее Дмитрий Песков рассказал, что Путин, находясь на главном государственном посту, работает практически круглосуточно

Фото: www.kremlin.ru

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков ответил на вопрос, имеет ли женщина шанс стать президентом России. В беседе с журналистами он отметил, что Конституция нашей страны никак не ограничивает права россиянок в этом вопросе. В...

Документ предписывает уволить солдат, матросов, сержантов и старшин, чей срок службы по призыву истек

Фото: Elena Mayorova, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин подписал указ о весеннем призыве в вооруженные силы с понедельника, 1 апреля, по понедельник, 15 июля. Об этом сообщает пресс-служба официального интернет-портала правовой информации. «Руководствуясь Федеральными...

По словам Игоря Краснова, первоначально обращения касались недостатка обмундирования или невыплаты денежного довольствия

Фото: Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов заявил, что в ведомство поступают сигналы о нарушении прав участников спецоперации (СВО), их немало, в последнее время много обращений по задержке с выплатами после ранений. Об этом сообщает журналист Павел...

Весенняя призывная кампания – 2024, как и обычно, пройдет с 1 апреля по 15 июля 

Фото: www.mil.ru

Новобранцы, призванные на срочную службу в ходе предстоящей весенней кампании, не будут привлекаться к участию в спецоперации. В этом в ходе интервью газете «Красная звезда» заверил россиян начальник Главного организационно-мобилизационного...

День работника электронной промышленности будет отмечаться ежегодно в первое воскресенье октября

Фото: Ingram Images, globallookpress.com

В России учредили новый праздник — День работника электронной промышленности. Об этом сообщает пресс-служба правительства РФ. Согласно подписанному премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным постановлению, праздник будет отмечаться ежегодно...

Ранее СМИ сообщали, что в ночь после теракта в «Крокус Сити Холле» представители различных ведомств до самого утра делали президенту доклады 

Владимир Путин в рабочем кабинете. Фото: www.kremlin.ru

Глава российского государства Владимир Путин в некоторых случаях приезжает в Кремль не с утра, а поздним вечером, чтобы не создавать в городе пробки и не доставлять лишнего дискомфорта водителям. Об этом в понедельник, 1 апреля рассказал пресс-секретарь...

В ближайшие годы отечественной экономике придется жить с серьезным дефицитом кадров, предупредил глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин, выступая в четверг, 4 апреля на заседании XII съезда Федерации независимых профсоюзов России, сообщил, что в ближайшие годы отечественной экономике придётся жить с ощутимым дефицитом кадров. Для его преодоления,...

Наиболее разрушительными для здоровья оказались «свободный режим» и ненормированные смены 

Фото: © Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Американские ученые подвели промежуточные итоги исследования режимов работы и их влияния на здоровье людей, которое длилось три десятилетия. Исследование началось еще в 1979 году; к своей работе исследователи привлекли 12,5 тысяч добровольцев,...

По данным ФНС, в России сейчас насчитывается свыше 10 млн самозанятых; позиция автокурьера для маркетплейсов – одна из самых популярных на рынке труда 

Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

Независимый профсоюз «Новый труд» (НПНТ) провел оценку отечественных онлайн-платформ по степени дружественности к самозанятым сотрудникам. По этому принципу специалисты профсоюза составили рейтинг компаний, предоставляющих курьерские...

По данным ведомства, в Москве более 100 тысяч доставщиков на велосипедах и самокатах

Фото: Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

В Москве введут единый стандарт работы курьеров. Как сообщает «Ведомости», об этом заявил вице-мэр и руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. «Для самих...

Налоговые отчисления компании, входящей в состав группы «САФМАР» Михаила Гуцериева, в бюджет региона по итогам 2023-го увеличились в 1,6 раза после реструктуризации активов 

Фото: https://ru.wikipedia.org

В пресс-службе ПАО НК «РуссНефть» озвучили сумму налогов, которую добывающая компания заплатила в 2023 году в бюджет Саратовской области, отметив, что реструктуризация активов компании привела к увеличению объема отчислений. По...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?