ДИМКИ БЕСФАМИЛЬНЫЕ

Минздрав обнародовал данные о психическом состоянии подрастающих россиян. Число наблюдающихся в психоневрологических клиниках уже приближается к миллиону. Различные психические расстройства выявлены у 66 процентов детей и подростков, и половину из них медики считают умственно отсталыми. Более того, оговаривается, что в реальности картина может быть еще тревожнее: ведь официальная статистика в этой деликатной сфере - только верхушка айсберга.Прокомментировать ситуацию корреспондент "Труда" попросила кандидата медицинских наук, старшего научного сотрудника Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Аркадия ГОЛИКА.

- Не могу забыть мальчика, доставленного с вокзала в один из московских приютов. На вид ему было годика три, но чей он, откуда, - узнать так и не удалось. Говорить малыш не умел, имя подбирали "навскидку" - перебирали одно за другим, пока мальчик хоть как-то отреагирует. Вроде бы Дима... А как фамилия? И, составляя метрику, записали - Бесфамильный.
К сожалению, нас все меньше ужасает такое вот начало детской жизни. А стремительный рост числа брошенных родителями детей в первую очередь и "взорвал" статистику в детской психиатрии. По данным Минздрава РФ, 62 процента воспитанников интернатов и детских домов страдают задержкой умственного развития, теми или иными психическими отклонениями. Потому что, как бы нам ни хотелось "списать" эту беду на сегодняшнее общество с его стрессами и нестабильностью, начинается все с семьи - с "фамилии", как говорили встарь. Именно в семье в теперешнем ее состоянии современная медицина видит основную причину резкого ухудшения психического здоровья детей.
Домашние неурядицы, ссоры, бедность, разводы родителей... Прямого пагубного влияния на детскую психику, может быть, и не видно, если, конечно, ребенка не бьют и над ним не издеваются. Но мамино раздражение... Но отец перестает разговаривать, а потом вообще уходит в другую семью, и малыш узнает, что он там воспитывает "чужого"... Представьте состояние мальчика, осознавшего: "Я - родной, а отец - с чужим, до меня никому нет дела". То есть он ощущает себя изгоем. Это может произойти не только у родителей-пьяниц, но и в самой благополучной семье.
Мы уже привыкли ко многим вещам, прежде считавшимся ненормальными. Разве когда-либо стоял вопрос: кормить или не кормить младенца грудью? А сегодня, по данным Центра здоровья детей НИИ педиатрии РАМН, 70 процентов детей ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ уже на искусственном вскармливании. Может, педиатры от досады преувеличивают, но мне, например, не раз приходилось слышать: "Не желают современные мамочки кормить грудью - и все! Бутылку сунут..."
Какое отношение это имеет к психике? Прямое. Взять хотя бы одно "маленькое" последствие. У "искусственника" формируется неправильный прикус, неизбежно возникнут речевые проблемы. А речь - основа развития мышления. Значит, оно тоже не будет полноценным. А не будет развиваться мышление - пойдут эмоциональные комплексы. Шепелявит, заикается - над ребенком смеются. Как ему общаться со сверстниками? Он не может встать на уроке, смело высказать свою мысль или объяснить товарищу то, что считает нужным. Начнет говорить, а ему: "Помолчи, заика!". И все. Он ушел в себя.
Кормление грудью настолько важно, что сейчас даже создаются специальные центры, которые занимаются пропагандой естественного вскармливания. Хотя, казалось бы, это же природой заложено...
Или такая "мелочь". Лежит себе младенец спокойно, ну и ладно, зачем с ним "агукать"? А надо. Он еще слов не знает, а книжки уже надо читать и сказки ему рассказывать. Потому что так и учат разговаривать. То же заикание часто обусловлено тем, что с ребенком просто не разговаривали. И выходит, что человек рождается и сразу изолируется. На эту изоляцию, отчуждение "работают", кстати сказать, и памперсы. Лишний раз мама не подойдет, на руки не возьмет, не погладит - нет контакта! Не сделано что-то в нужный момент - к трем годам столько может проблем возникнуть...
Есть критические точки психического развития, когда происходит или не происходит прорыв. И если они упущены, потом трудно будет наверстывать, не всегда и возможно.
В социальном приюте для несовершеннолетних в Химках мне пришлось работать с двумя детьми из одной семьи. Старшему - шесть лет, младшему - четыре года. Формой общения у них были ...укусы. Кусали друг друга в плечо. Это потому, что родители за своим пьянством их просто не замечали, даже не разговаривали. И такая вот деградация. Как мы потом усиленно с ними ни занимались - сверстников они уже не догнали.
Конечно, это крайний случай. Но и благополучные мамы приводят ко мне детей. Надо сказать, приводят по направлению детских садов или школ: у нас ведь не очень жалуют психиатров, даже оскорбляются, когда ТАКОЕ рекомендуют. Расспрашиваешь, чем живет ребенок, - и выясняется: сидит дома у телевизора или игровой приставки. Во дворах сейчас дети практически не играют. Это ведь надо куда-то бежать, надо что-то делать. А зачем, если можно получить удовольствие от игры, не покидая четырех стен? Жизнь реальная подменяется виртуальной. Это тоже сказывается на психике. Дети хуже учатся, начинаются проблемы с поведением. Советую маме: выбросите приставку. Вы думаете, кто-то меня послушал? Ни одна не согласилась. И знаете почему? Потому что знают: пока ребенок у телевизора, не надо им заниматься, "мама" свободна.
А ведь психику ребенка прежде всего формирует мать. Американцы сделали потрясающее открытие. Если организм матери находится в биологической связи с ребенком, логично будет предположить, что идет обмен клетками. Эти клетки стали искать и нашли. Более того, оказалось, что клетки ребенка попадают в организм матери и там ПРОРАСТАЮТ. Вот какая тесная связь, вот откуда материнское чувство. Даже при искусственном оплодотворении эти клетки прорастают.
А женщина, которая этого не чувствует, на мой взгляд, сама психически не здорова. Либо она очень незрела, не понимает того факта, что родила человека. Как-то меня поразила в роддоме женщина... Когда ей показали ребенка, она сказала: "Какой противный!". А потом у нее начался психоз. Теперь-то я понимаю: именно потому, что сама больна, родной младенец кажется ей "противным".
Часто случается, что родители не видят, как у ребенка идет нарастание психической патологии. Помню, мама привела ребенка опять же по настоянию воспитателей детского сада, а не сама. Ее дочь считала себя то черепашкой, то лебедем, а на имя не откликалась. Что такое? И почему этой явной странности мама не замечала? А оказалось, просто она сама до девяти лет чувствовала себя лошадкой. Потом выросла, окончила институт, вышла замуж, родила ... Она не видела в фантазиях дочери никакой патологии.
Я начинал заниматься психиатрией с лечения взрослых. Потом решил: надо начинать раньше, с подросткового возраста. А сейчас приводят ко мне ребенка пяти лет - и я понимаю, что родители опоздали.