04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ЛАУТАРОВ

Тхоров Александр
Опубликовано 01:01 21 Августа 2001г.

Вот уже шесть лет его прах покоится на Центральном кишиневском кладбище, а власти республики

Вот уже шесть лет его прах покоится на Центральном кишиневском кладбище, а власти республики все это время никак не могли решить: увековечивать ли им в бронзе память о человеке, которого подлинные почитатели его творчества считали последним из лаутаров. Так в народе называли бродячих музыкантов-самоучек, чье творчество и манера исполнения уходят своими корнями в глубь веков.
А речь идет всего-навсего о мемориальной доске, выполненной скульптором Матвеем Левинзоном. У государства все эти годы якобы не было денег, чтобы установить ее на фасаде дома, где жил артист. В конце концов скульптор, терпящий, к слову, большие материальные затруднения, заявил о том, что продаст свою малогабаритную квартиру, а сам с престарелой больной матерью переедет жить в мастерскую, в тиши которой среди прочих работ долгое время пылится и бронзовый барельеф Лункевича - лучшее, по признанию автора, его произведение. К счастью, выполнить это отчаянное намерение ваятелю не пришлось. Устыдились, похоже, власти такого поворота дела и пообещали открыть мемориальную доску в честь маэстро 27 августа - в День независимости, когда страну всколыхнет череда шумных мероприятий, на которые будет затрачено немало средств. Такого рода обещания давались прежде не раз, но все же у почитателей таланта Лункевича появилась надежда, что среди проявлений всеобщего ликования найдется место и для небольшой торжественной акции - восстановления справедливости, исторической и нравственной.
По правде говоря, нелюбовь правителей к музыканту объяснима. В жизни он всегда поступал так, как хотел, без оглядки на чины и директивы. Звание народного артиста СССР, которого был удостоен, едва переступив 40-летний рубеж, не мешало ему уже на следующий день после правительственного концерта играть где-нибудь в корчме для совсем иной публики.
За это Лункевича осуждали, не понимая, что дух музыки лаутаров маэстро черпал, общаясь с простым людом. Ведь именно так поступали все истинно народные музыканты до него. Везде они были желанными гостями. Звуки скрипок и наев (род свирели) этих неприкаянных бродяг можно было услышать и на шумном веселье в боярском доме, и на похоронах бедного крестьянина.
Более 35 лет возглавлял Сергей ансамбль "Флуераш". Скрипка Лункевича, всегда игравшего на авансцене, одинаково заставляла смеяться и плакать зрителей в холодной Финляндии и жаркой Бирме. Так было в нескольких десятках стран мира.
Когда-то в кронах деревьев, возвышающихся над его могилой, по ночам заливались трелями соловьи, как бы отдавая свою дань благодарности Музыканту. Недаром народная пословица гласит: "На соловьиных свадьбах играют лаутары". Но недавно пернатые певцы улетели. Нынче на главном мемориальном кладбище хоронят людей, сплошь и рядом, мягко скажем, не имеющих никакого отношения к совести, гордости нации. "Братва" имеет такую привычку - болтать по сотовым телефонам над еще незакрытыми могилами, а многие птицы не выносят именно импульсов "мобильников"...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников