УЧИТЕЛЬ НА КОЛЕНЯХ

Весьма актуальное исследование, проводившееся по специальному заказу ЦК профсоюза работников

Весьма актуальное исследование, проводившееся по специальному заказу ЦК профсоюза работников народного образования и науки, завершено недавно Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ). Оно подтвердило ситуацию, которая складывалась годами: российское учительство бедствует, отчаянно борется с фактической нищетой. Эксперты Центра изучали материальные условия, семейные бюджеты учителей, их быт. И не только проанализировали нынешнее положение, но и разработали важный социальный ориентир для отрасли - научно обоснованный минимальный стандарт оплаты труда учителя. В бюджетном секторе нашей экономики подобные расчеты проведены впервые.
В качестве базового региона для исследований выбрали Воронежскую область. Учителям раздали подробные шестистраничные анкеты. Вопросы касались не только расходов на покупку продуктов питания, промтоваров, лекарств, оплату жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных, ремонтных услуг, но и обеспеченности семей предметами домашнего обихода, включая одежду, обувь, телевизор, стиральную машину, холодильник... Был специально разработан минимальный потребительский бюджет учителя. Полученная картина отчетливо показала, в каких условиях живут наши педагоги. В отчете ВЦУЖ отмечается крайне низкая обеспеченность семей необходимым. Количество одежды, белья, обуви - на минимальном уровне. У женщин, например, имеется в среднем только 4 "чулочно-носочных изделия" вместо 9, рекомендуемых в минимальном наборе. У мужчин - всего один "приличный" костюм. Из обуви - лишь две пары ботинок (зимние и, так сказать, демисезонно-летние). Причем большинство предметов гардероба и у мужчин, и у женщин требует замены.
А уж про мебель, бытовые приборы и говорить нечего. Нормативные сроки службы холодильников, телевизоров, пылесосов, стиральных машин существенно перекрыты. Нередко на скрипучих, расшатанных стульях и сидят с опаской. О ситуации свидетельствуют результаты опроса, представленные в таблице:
Понятно, купить новый телевизор, тахту или холодильник для учительской семьи непросто. Педагоги в среднем получают от полутора до трех тысяч рублей, что по сегодняшним меркам - гроши. Характерно, что по уровню начисленной зарплаты сфера образования занимает 28-е (!) место среди 34 отраслей экономики. Получка учителей в 1,6 раза меньше, чем в промышленности. Бедность в семьях педагогов стала носить застойный характер. Впрочем, иногда приходится слышать, что на самом деле учителя живут не так плохо, как это явствует из среднестатистических макропоказателей. Чтобы расставить здесь точки над "i", посмотрим, сколько конкретно получают, например, преподаватели в Воронежской области. В Семилукском районе (со всеми надбавками и премиями) - от одной до двух тысяч рублей (см. таблицу на 2-й стр.). Между тем прожиточный минимум (ПМ) трудоспособного населения в целом по стране составлял в первом квартале 1865 целковых. И хотя соответствующих официальных данных по Воронежской области нет, тем не менее эксперты ВЦУЖ оценивают ПМ примерно в 1700 рублей.
На основе приведенных цифр нетрудно прикинуть, что зарплата учителей в Семилукском районе или едва превышает прожиточный минимум, или существенно ниже его величины. Поражает мизерный, прямо-таки позорный размер месячных премий - 38 рублей, 51, 57... Впрочем, для экономящих каждую копейку учителей даже это деньги.
Такие же грошовые получки приносят домой и учителя младших классов городских учебных заведений. Например, в школе N 12 Воронежа фактическая зарплата преподавателей начального образовательного звена составляла от 1050 до 2056 рублей в месяц. В старших классах верхнюю планку удалось поднять повыше - до 3 тысяч - за счет премий и надбавок наиболее опытным и загруженным педагогам. Но круг их весьма ограничен.
Из-за низкого уровня оплаты в сфере образования отброшены за официальный порог выживания многие семьи, имеющие детей. Не будь огородов, на которых учителя вкалывают в ущерб своему отдыху, удержаться на плаву им было бы невозможно. Стоит ли удивляться, что в половине опрошенных домохозяйств нет детей. Еще треть семей имеют одного несовершеннолетнего ребенка и лишь 14 процентов - двоих.
Эксперты ВЦУЖ на базе проведенных исследований создали социологический портрет работника сферы образования. В целом по региону из каждых 100 учителей 90 - женщины. Средний возраст мужчин - 41,7 года, женщин - 40,3. Эксперты особо отмечают удивительный запас терпения и самоотдачу педагогов. Несмотря на объективно нелегкие материальные условия, половина опрошенных без каких-либо драматических интонаций оценивает свои доходы, считая, что они лишь "несколько ниже среднего уровня". Но 36 процентов респондентов заявили о "крайне низком достатке". И, наконец, каждая восьмая семья считает, что имеет "средний достаток". Домохозяйств же, где доходы были бы выше среднего, не нашлось вообще.
О скромности учителей, пожалуй, лучше всего говорят их ответы на вопрос о том, какую сумму они считают достаточной в качестве прожиточного минимума в расчете на одного человека. Более половины опрошенных ограничились всего двумя - тремя тысячами рублей. Для многих такие небольшие деньги кажутся вполне "нормальным" уровнем.
Но, может быть, по одной Воронежской области нельзя судить о том, как живут учителя в России? Чтобы избежать упреков в необъективности, я поговорил с педагогами из другого региона, расположенного за тысячи километров от Воронежа. Моими собеседниками были представители двух учительских семей в городе Омске. Одна считает себя относительно "благополучной", другая - "очень бедствующей". Начнем с первой.
Трудовой стаж народного учителя СССР Лидии Яковлевны Кичигиной - 44 года. Она преподает географию в омской школе N 55. Ее супруг Владимир Ильич, заслуженный учитель России, ведет физику. Сын преподает географию в Сургуте, сестра мужа работает в ишимской школе. "В нашей семье учитель - потомственная профессия, - рассказывает Лидия Яковлевна. - И беды учительства хорошо известны. Мы, например, забыли, когда имели возможность поехать куда-нибудь в отпуск отдохнуть. Вкалываем на огороде. Но тяжелее всего приходится, когда подводит здоровье. Вот в мае у мужа случился третий инсульт. За лекарства надо было 3 тысячи отдать. Я проходила курс лечения в дневном стационаре - препараты обошлись в 1600. В среднем в месяц требуется на медикаменты 400 - 500 рублей. Плата за квартиру - 500 - 600. С нами живут два внука - одиннадцати и шестнадцати лет. Значит, возрастают расходы на питание. Приходится хозяйствовать очень экономно. А мы, между прочим, все лето сидели без денег, отпускные выдали только 8 августа - и то после того, как областной профсоюз забросал телеграммами высокие московские инстанции. Никак не могу понять: почему учителей обрекли (и это многолетняя "традиция") на такую нужду? Да еще заставляют выклянчивать свои же деньги..."
Лидия Яковлевна получает 3 тысячи рублей, ее муж - 2 тысячи. И еще у каждого пенсия - около полутора тысяч. Поэтому и считается семья "благополучной". И если даже эти заслуженные педагоги с более чем 40-летним стажем не могут поехать в дом отдыха хотя бы на две недели, а вообще-то им крайне необходим курс полноценного санаторного лечения, то не трудно представить, каково приходится молодым, да и не очень молодым учителям, не имеющим финансовой подпитки в виде пенсии.
Некоторые, как, например, Елена Коршакова, оказываются в критической ситуации. Елена окончила два факультета Омского педагогического института - художественно-графический и психологии. Работает учителем рисования в Доме творчества. Имеет высшую категорию (14-й разряд), тарифная ставка - 1510 рублей. Одна воспитывает сына 16 лет. Бодрится, не унывает, о своем житье-бытье говорит с вызывающей веселостью, но слушать ее рассказ тяжело. Завтрак обычно состоит из чашки кофе с бутербродом. На обед немного каши, иногда на первое варит суп с кусочком мяса, а "ужин, как говорится, отдай врагу". "Мне всегда хочется есть", - неожиданно вырвалось у собеседницы, но она тут же со смешком добавила: "Зато фигура в полном порядке". При росте 160 сантиметров вес едва достигает 50 килограммов. Зимние сапоги Елена носит уже более десяти лет, а ботинкам, используемым весной, летом и осенью, - восемь годков. В гардеробе - две юбки того же возраста (одна из них разорвалась в прошлом году, пришлось немало пофантазировать, чтобы починить) и джинсы. Сын осенью и зимой ходит в одних и тех же кроссовках. "Хорошо, что он спортсмен, закаленный. При нашем образе жизни это очень важно", - замечает Елена.
Здоровьем она похвастать не может. Беда пришла, как всегда, неожиданно. Сейчас у нее проблемы с позвоночником и щитовидкой. В первом случае нужна операция, но денег на нее нет (на одни лекарства, говорят, требуется около 10 тысяч), и Лене остается надеяться только на провидение. По другому заболеванию необходимы ежемесячные обследования, включая УЗИ и 5 платных анализов крови, которые стоят около 600 рублей. И на это нет средств. На подобные траты она решается раз в полгода, а то и в год...
В Омской области многие преподаватели живут (пытаются выжить) на полторы-две тысячи рублей. "Средняя зарплата у нас, - говорит председатель координационного совета по социальной защите работников образования Людмила Андреева, - около 1600 рублей. Да и эти деньги задерживают. Заместитель мэра В. Телевной заявил, что даже к началу нового учебного года задолженность в полном объеме погашена не будет". Местные власти вообще любят придумывать интересные трюки. Они ввели правило выдавать зарплату (в штатном режиме) не в текущем месяце, как это делается по всей стране, а в следующем. В редакции есть копия официального письма начальника управления образования администрации Омска С. Канунникова, который 9 апреля 2002 года сообщил областному профсоюзу: "...Для выплаты заработной платы работникам муниципальных образовательных учреждений установлены следующие сроки: 15-е и 30-е числа каждого месяца, следующего за отработанным". К примеру, только 30 октября учителю выдадут зарплату за сентябрь. Если бы не документ, не поверил, что такое возможно. Но, оказывается, для фантазии чиновников нет преград.
Учительство, везде пользующееся общественным уважением, у нас, особенно в годы перехода к "свободному рынку", оказалось в унизительном положении бедных просителей. Тревожит, что возвращается практика невыплат заработанных денег. В этом году отпускные перед летними каникулами не получили десятки тысяч педагогов. Одни не смогли отправиться в гости к родным, другим не удалось совершить небольшую экскурсионную поездку в своем же регионе, третьи отложили давно запланированную покупку летней обуви. По данным на 15 августа, учителям не отдали еще 1,1 миллиарда рублей. В 31 регионе выплаты произвели частично, а в ряде субъектов Федерации не обещают рассчитаться даже к 1 сентября. Хотелось бы спросить у местных властей и руководителей федерального правительства: когда же кончатся эти проверки учителя на терпение?
В заключение хотел бы вернуться к исследованию Всероссийского центра уровня жизни. На основе научно обоснованных норм потребления, с учетом специфики работы педагогов созданы методики определения минимальных нормативов оплаты труда учителей. Конкретные расчеты проведены для Воронежской области. Так вот, рекомендуемый минимально допустимый норматив оплаты труда для начинающего учителя, оплачиваемого по 8-му разряду ЕТС, с учетом семейной нагрузки, составлял на 1 марта, по данным ВЦУЖ, 7 388 рублей. При этом средняя зарплата, рассчитанная на основе этого норматива, должна составить в школах региона не менее 10 тысяч рублей.
Понятно, с завтрашнего дня и даже через год, два повышение уровня оплаты учителей до рекомендуемого учеными уровня невозможно. Но на то и ориентир, чтобы к нему стремиться. В любом случае дальнейшее унизительное положение учителей, когда власти их держат "в черном теле", недопустимо и аморально.
БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ И МЕБЕЛЬ В СЕМЬЯХ УЧИТЕЛЕЙ
Фактический Нормативный срок службы срок службы *
Телевизор 11 лет 9 лет
Холодильник 14 лет 10 лет
Стиральная машина 13 лет 10 лет
Пылесос 13 лет 10 лет
Обеденный стол 17 лет 12 лет
Стулья (в среднем 5 штук на семью) 16 лет 10 лет
Диван, тахта 15 лет 8 лет
* Нормативный срок службы рассчитан на основе воспроизводственного минимального потребительского бюджета учителя 8-го разряда по методике ВЦУЖ.
СТРУКТУРА ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ В ШКОЛАХ СЕМИЛУКСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1 АПРЕЛЯ 2002 Г.
7 разряд 1038 779 195 57 1 031 руб.
8 1138 854 213 51 1 118 руб.
9 1250 938 235 38 1 211 руб.
10 1375 1032 288 72 1 392 руб.
11 1506 1130 323 89 1 542 руб.
12 1625 1219 305 118 1 642 руб.
14 1888 1416 354 214 1 984 руб.