ХЭЛЕНА ИЩЕТ СЧАСТЬЕ

Чешский соловьиный дуэт Готт - Вондрачкова хорошо известен любителям эстрады всех поколений. Их часто видят вместе на телеэкране и на обложках журналов. Жаль, что в свое время не поженились, с лукавой улыбкой говорит 63-летний Карел, стоя в обнимку с 55-летней Хэленой. А она признается, что со школьных лет была влюблена в уже известного тогда молодого певца. Но тот остается закоренелым холостяком, а она нашла себе другого избранника.

Теплым вечером на палубе и в салонах плавучего отеля "Альбатрос", что накрепко пришвартован к набережной Влтавы, собрался пражский бомонд. Готт верховодил презентацией только что вышедшей книги с многозначительным названием: "Божественная Хэлена... наконец-то счастлива?"
Виновница торжества нежно прижималась к своему новоиспеченному мужу - 43-летнему Мартину по фамилии Михал, некогда крупному бизнесмену, успевшему разориться и даже отсидеть 17 месяцев в тюрьме "Панкрац". Теперь он - не только супруг звездной певицы, но и ее импресарио.
Идиллия на "Альбатросе" нарушалась отсутствием среди гостей кого-либо из родни Вондрачковой. Отец Хэлены резко выступил против этого брака, а ее родной брат подал в суд на тогда еще жениха Михала за "брачное мошенничество". В качестве одного из аргументов он указал, что жених уже четыре раза разводился до женитьбы на Хэлене.
Перед отлетом в свадебное путешествие, каковым стало концертное турне по Австралии, певице пришлось доказывать полиции, что их брак с Мартином не связан с корыстью, что согласно брачному контракту при любых перипетиях при каждом останутся только те деньги и имущество, с которыми они шли под венец.
Хэлена выглядит вполне счастливой и, как всегда, много работает. Ее чарующий голос звучит из всех репродукторов, она выступает в сольных и сборных концертах, появляется вместе с мужем на многочисленных торжествах и тусовках.
По итогам прошлого года Вондрачкова получила платиновый диск за наибольшее количество проданных звукозаписей. Но путь звезды к успеху был и долог, и непрост. Бог дал ей прекрасный тембр голоса, абсолютный слух, красивое лицо и прямые, длинные ноги. Благополучная семья - хороший вкус, воспитание и образование. Остальное пришло благодаря труду и удаче.
Весна 1964 года. Ни о какой поп-музыке в социалистической Чехословакии не могло быть и речи. И вдруг из неоткуда на эстраду врывается 17-летняя красотка. На конкурсе "Ищем таланты" она поразила всех не столько голосом и пластикой, сколько полнейшей раскованностью - как будто она не на сцене, а в кругу друзей.
В середине 69-х в Чехословакии уже ощущался аромат "Пражской весны" 1968 года. Все началось с кино, театра и эстрады и шло как бы наперегонки с соседней Польшей. Там снимал фильмы Анджей Вайда, здесь - Милош Форман. Там стали появляться пластинки с перезаписью оригиналов западной поп-музыки, здесь происходит "чехизация" той же музыки. Вондрачкова поймала едва уловимый признак новизны. В ее репертуаре по-чешски прозвучала бессмертная в разряде "америкэн традишэнал" песня "Красная река". А вскоре судьба свела ее с Вацлавом Нецкаржем - одним из главных проводников музыки "вестерн" и "кантри" в Восточной Европе. Потом пришли рок и свинг. Чуткая Хэлена была тут как тут.
Интересно, что больше половины ее записей того периода популярны до сих пор. И у нас помнят пластинки "Супрафона", где звучали в ее исполнении такие "хиты", как "Мотылек", "Цветут розы", и многие другие. От певцов старшего поколения Хэлену отличали неиссякаемый оптимизм и беззаботность. Для публики ее кредо звучало как "живи в свое удовольствие". И это людям нравилось.
Ей было почти 30 лет, когда распалось беззаботно-оптимистичное трио "Голден кидс" ("Золотые ребята"), где она вместе с Мартой Кубишовой и Нецкаржем пела гимны свободе и веселой жизни. Хэлена стала выступать одна. Погоня за супермодным репертуаром уступила место поискам глубины и элегантности в интонациях, движениях, мимике. Каждый новый номер отрабатывался филигранно.
В отличие от большинства своих чешских коллег, Вондрачкова и Готт не присоединились в 70-е годы после "Пражской весны" к бойкоту Москвы. Для них любовь к своему искусству и миллионам своих советских почитателей оказалась выше политики, отторжение брежневского режима и его пражских подпевал не помешало постоянно гастролировать в СССР, ГДР и других странах Восточной Европы.
Официальная Прага их в этом поощряла настолько, что поползли слухи о романе Вондрачковой с тогдашним главой правительства Любомиром Штроугалом. Кое-кто обвинил ее в коллаборционизме и в "воспевании марионеточного режима". Ко всем бедам добавилось бегство на Запад ее первого мужа - гражданина бывшей ГДР.
Слава Богу, пронесло - репрессии не последовали. А значит, можно было продолжать работать. Никуда не делись и ее многочисленные почитатели. Но сама Хэлена как-то потускнела. Исчезли искренность и азарт, которые всегда очаровывали публику. Она устала. Казалось, вот-вот наступит кризис. "Бархатная революция" в ноябре 1989 года могла положить конец ее звездной карьере.
К счастью, получилось все с точностью до наоборот. Она не только "выплыла", но и прекрасно вписалась в новую атмосферу, чутьем уловила перемену вкусов и запросов новой элиты и широкой публики, в том числе молодежи. В 1999 году именно выступление Вондрачковой стало апогеем большого концерта, посвященного 60-летию Готта. Произошло то, что критики называют сегодня "comeback" - возвращение почти из небытия. Несравненная Хэлена стала еще милее для публики всех возрастов. Она продолжает свои выступления и ищет счастье, которое, как ей кажется, почти что обрела.