Министр обороны Сергей Иванов был вынужден успокаивать публику, заявив, что обо всех новшествах его детально проинформировал глава Пентагона Дональд Рамсфелд во время их встречи в Санкт-Петербурге, а сами шаги американского руководства угрозы для безопасности России не представляют.
Что же реально происходит и нужно ли нам нынче чего-то бояться?
Происходит в первую очередь избирательная кампания в США. Претенденты на победу - республиканец Буш и демократ Джон Керри - идут ноздря в ноздрю. И впервые с 1972 года, со времен вьетнамской войны, центральными в ходе кампании оказались вопросы не экономические и внутренние, а сугубо международные. Согласно последнему исследованию исследовательского центра Пью, 40% американцев озабочены проблемами безопасности и внешней политики и лишь один из четырех - экономики. При этом 58% опрошенных удовлетворены тем, как Буш борется с терроризмом, но только 42% одобряют его внешнюю политику и 43% - его руководство иракской кампанией. В этих условиях президенту США необходимо демонстрировать, что он является опытным, прозорливым и смотрящим далеко в будущее верховным главнокомандующим. Что он и старается делать.
Что касается передислокации войск, то Буш заявил буквально следующее. В течение десяти лет от 60 до 70 тысяч американских военнослужащих и до 100 тысяч членов их семей и вспомогательного персонала покинут места их нынешнего базирования в Европе и Азии и будут перемещены в Соединенные Штаты, а также другие регионы, которые находятся неподалеку от самих "горячих точек", - в ареале так называемого Большого Ближнего Востока. Это нужно для противодействия новым вызовам безопасности, тогда как, по словам Буша, "современное размещение сил Америки было разработано для защиты нас и наших союзников от советской агрессии. Эта угроза более не существует".
Что нововведения означают в практической плоскости, разъясняли чиновники рангом пониже и эксперты. Сейчас у США 100 тысяч солдат и офицеров находятся в Европе (из них 70 тысяч - в Германии) и 100 тысяч (если не считать Ирак и Афганистан, которых сокращения не коснутся) в Азии, большинство из них - в Южной Корее и Японии. В основном базы будут выводиться из Германии и Южной Кореи. Новыми местами дислокации, помимо самих США, называют Ирак, Ближний Восток, Центральную Азию и восточноевропейских союзников по НАТО.
В отношении ПРО Буш объявил, что первая из ракет-перехватчиков новой системы противоракетной обороны уже размещена в пусковой шахте на Аляске, а до конца года там же и в Калифорнии будет размещено 10 противоракет, способных сбивать ракеты "тиранов, которые полагают, что могут шантажировать Америку".
В принципе все сказанное Бушем может показаться не имеющим к нам прямого отношения. Передислокация нужна, чтобы окончательно покончить с "холодной войной" и всерьез заняться международным терроризмом, а противоракеты - для противостояния "странам-изгоям". Что ж, Америка действительно не представляет для нас непосредственной военной угрозы, трудно себе представить сценарий, при котором она бы на нас напала. Однако, согласитесь, когда компоненты крупнейшей в мире военной машины могут подтянуться к нашей границе в Восточной Европе и Средней Азии и размещается ранее запрещенная (почившим в бозе Договором по ПРО) система, способная создать проблемы для российского потенциала сдерживания, мы вряд ли можем оставаться полностью индифферентными.
То есть опасения, уже прозвучавшие в нашей прессе, в том числе и в "Труде", - небеспочвенны. Но все же они пока преждевременны и их не следует преувеличивать.
Все озвученные Бушем планы могут быть не реализованы или реализованы в ином виде, если в Вашингтоне произойдет смена власти.
Демократы встретили планы Белого дома в штыки. Во-первых, Буша обвинили в том, что он подает неправильный сигнал Ким Чен Иру, заявляя о готовности вывести войска из Южной Кореи, что всегда было требованием северокорейского диктатора. Демократы - за жесткость в отношении Пхеньяна, создающего ядерное оружие.
Во-вторых, Бушу инкриминируется подрыв НАТО, которая ослабнет после ухода войск из Германии. Кроме того, возрастут расходы США на содержание выводимых дивизий, потому что сейчас часть расходов несет ФРГ. А немцы, в свою очередь, уже скорбят о предстоящей потере денег, которые Пентагон и американские военнослужащие оставляют нынче в Германии.
В-третьих, демократы подозревают, что военные объекты в новых странах - членах НАТО Буш собирается использовать для эпизодических учений, а не в качестве постоянных баз.
В-четвертых, Керри считает, что система ПРО недостаточно испытана, а потому предлагает использовать значительную часть из выделяемых на ее размещение в следующем году 10 млрд. долл. для увеличения численности сухопутных частей США на 40 тыс. человек.
То есть, как видим, в самой Америке еще нет полной ясности в отношении планов военного строительства. Кого, куда и в каком количестве будут перемещать в ближайшие 10 лет - сейчас еще никто не знает.
Но в любом случае России нужно держать уши востро. Стоит напомнить американцам об обещании Билла Клинтона в Хельсинки (в 1996 году) не размещать в новых государствах - членах НАТО войска или ракеты блока. Это было условием фактического согласия Бориса Ельцина на расширение НАТО и партнерство с ней России. Об этом, кстати, любой интересующийся может прочесть в недавно вышедших в США мемуарах Клинтона.
Противоракеты пока действительно никакой серьезной опасности не представляют. Но если правда, что США ведут переговоры о строительстве комплекса ПРО в Польше или Чехии, о чем месяц назад поведала английская "Гардиан", то здесь угроза безопасности достаточно очевидна, и наша позиция должна быть однозначной и жесткой.
Россия между тем должна спокойно выполнять планы развития ракетных войск стратегического назначения, космических войск, систем противовоздушной и противоракетной обороны.
Нам есть о чем поговорить со следующей американской администрацией в военно-политической сфере.