ЛИНИЯ ПРИЦЕЛА

В начале уходящей недели многие российские СМИ были полны тревожных заголовков в духе "Американцы идут!". Сообщалось, что президент Джордж Буш решил передислоцировать американские части поближе к границами России и уже начал развертывать систему противоракетной обороны (ПРО).

Министр обороны Сергей Иванов был вынужден успокаивать публику, заявив, что обо всех новшествах его детально проинформировал глава Пентагона Дональд Рамсфелд во время их встречи в Санкт-Петербурге, а сами шаги американского руководства угрозы для безопасности России не представляют.
Что же реально происходит и нужно ли нам нынче чего-то бояться?
Происходит в первую очередь избирательная кампания в США. Претенденты на победу - республиканец Буш и демократ Джон Керри - идут ноздря в ноздрю. И впервые с 1972 года, со времен вьетнамской войны, центральными в ходе кампании оказались вопросы не экономические и внутренние, а сугубо международные. Согласно последнему исследованию исследовательского центра Пью, 40% американцев озабочены проблемами безопасности и внешней политики и лишь один из четырех - экономики. При этом 58% опрошенных удовлетворены тем, как Буш борется с терроризмом, но только 42% одобряют его внешнюю политику и 43% - его руководство иракской кампанией. В этих условиях президенту США необходимо демонстрировать, что он является опытным, прозорливым и смотрящим далеко в будущее верховным главнокомандующим. Что он и старается делать.
Что касается передислокации войск, то Буш заявил буквально следующее. В течение десяти лет от 60 до 70 тысяч американских военнослужащих и до 100 тысяч членов их семей и вспомогательного персонала покинут места их нынешнего базирования в Европе и Азии и будут перемещены в Соединенные Штаты, а также другие регионы, которые находятся неподалеку от самих "горячих точек", - в ареале так называемого Большого Ближнего Востока. Это нужно для противодействия новым вызовам безопасности, тогда как, по словам Буша, "современное размещение сил Америки было разработано для защиты нас и наших союзников от советской агрессии. Эта угроза более не существует".
Что нововведения означают в практической плоскости, разъясняли чиновники рангом пониже и эксперты. Сейчас у США 100 тысяч солдат и офицеров находятся в Европе (из них 70 тысяч - в Германии) и 100 тысяч (если не считать Ирак и Афганистан, которых сокращения не коснутся) в Азии, большинство из них - в Южной Корее и Японии. В основном базы будут выводиться из Германии и Южной Кореи. Новыми местами дислокации, помимо самих США, называют Ирак, Ближний Восток, Центральную Азию и восточноевропейских союзников по НАТО.
В отношении ПРО Буш объявил, что первая из ракет-перехватчиков новой системы противоракетной обороны уже размещена в пусковой шахте на Аляске, а до конца года там же и в Калифорнии будет размещено 10 противоракет, способных сбивать ракеты "тиранов, которые полагают, что могут шантажировать Америку".
В принципе все сказанное Бушем может показаться не имеющим к нам прямого отношения. Передислокация нужна, чтобы окончательно покончить с "холодной войной" и всерьез заняться международным терроризмом, а противоракеты - для противостояния "странам-изгоям". Что ж, Америка действительно не представляет для нас непосредственной военной угрозы, трудно себе представить сценарий, при котором она бы на нас напала. Однако, согласитесь, когда компоненты крупнейшей в мире военной машины могут подтянуться к нашей границе в Восточной Европе и Средней Азии и размещается ранее запрещенная (почившим в бозе Договором по ПРО) система, способная создать проблемы для российского потенциала сдерживания, мы вряд ли можем оставаться полностью индифферентными.
То есть опасения, уже прозвучавшие в нашей прессе, в том числе и в "Труде", - небеспочвенны. Но все же они пока преждевременны и их не следует преувеличивать.
Все озвученные Бушем планы могут быть не реализованы или реализованы в ином виде, если в Вашингтоне произойдет смена власти.
Демократы встретили планы Белого дома в штыки. Во-первых, Буша обвинили в том, что он подает неправильный сигнал Ким Чен Иру, заявляя о готовности вывести войска из Южной Кореи, что всегда было требованием северокорейского диктатора. Демократы - за жесткость в отношении Пхеньяна, создающего ядерное оружие.
Во-вторых, Бушу инкриминируется подрыв НАТО, которая ослабнет после ухода войск из Германии. Кроме того, возрастут расходы США на содержание выводимых дивизий, потому что сейчас часть расходов несет ФРГ. А немцы, в свою очередь, уже скорбят о предстоящей потере денег, которые Пентагон и американские военнослужащие оставляют нынче в Германии.
В-третьих, демократы подозревают, что военные объекты в новых странах - членах НАТО Буш собирается использовать для эпизодических учений, а не в качестве постоянных баз.
В-четвертых, Керри считает, что система ПРО недостаточно испытана, а потому предлагает использовать значительную часть из выделяемых на ее размещение в следующем году 10 млрд. долл. для увеличения численности сухопутных частей США на 40 тыс. человек.
То есть, как видим, в самой Америке еще нет полной ясности в отношении планов военного строительства. Кого, куда и в каком количестве будут перемещать в ближайшие 10 лет - сейчас еще никто не знает.
Но в любом случае России нужно держать уши востро. Стоит напомнить американцам об обещании Билла Клинтона в Хельсинки (в 1996 году) не размещать в новых государствах - членах НАТО войска или ракеты блока. Это было условием фактического согласия Бориса Ельцина на расширение НАТО и партнерство с ней России. Об этом, кстати, любой интересующийся может прочесть в недавно вышедших в США мемуарах Клинтона.
Противоракеты пока действительно никакой серьезной опасности не представляют. Но если правда, что США ведут переговоры о строительстве комплекса ПРО в Польше или Чехии, о чем месяц назад поведала английская "Гардиан", то здесь угроза безопасности достаточно очевидна, и наша позиция должна быть однозначной и жесткой.
Россия между тем должна спокойно выполнять планы развития ракетных войск стратегического назначения, космических войск, систем противовоздушной и противоракетной обороны.
Нам есть о чем поговорить со следующей американской администрацией в военно-политической сфере.