В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ТЕАТРА

Вчера спектаклем "За двумя зайцами" открыл свой новый сезон Вахтанговский театр. Накануне, как водится, состоялся сбор труппы. В фойе театра можно было увидеть весь цвет коллектива: от признанных корифеев в лице Юрия Яковлева, Василия Ланового, Людмилы Максаковой, Сергея Маковецкого до юных выпускников Щукинского училища, только что принятых в труппу.

Но самое забавное, что журналистов в этот день оказалось даже больше, чем артистов. Вся московская пресса пришла, чтобы услышать "инаугурационную речь" Римаса Туминаса - нового художественного руководителя театра, пришедшего на смену Михаилу Ульянову, который до самой своей кончины возглавлял коллектив. Надо отдать должное выдающемуся актеру: он не держался за свое кресло. Сам неоднократно просился в отставку, мотивируя это ухудшающимся состоянием здоровья. Его не отпускали - ни коллектив, ни Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Просили подождать, пока найдут достойного преемника.
Руководитель ФАККа Михаил Швыдкой, представляя вахтанговцам нового худрука, рассекретил процесс поиска. По его словам, уговаривали многих достойных творческих людей. Пуще всего звали грузина Роберта Стуруа и литовца Римаса Туминаса. Стуруа отказался раз и навсегда. Туминаса удалось уговорить со второго захода.
Речь самого Туминаса была выдержана в интеллигентных, но жестких тонах. По всему было видно, что время анархической вольницы, безбрежной демократии в театре, где давно не было громких премьер, а замечательные актеры без устали снимались в кино, закончилось, что в него пришел лидер с сильной творческой волей.
- Можете считать, что с сегодняшнего дня художественного совета в театре нет, - заявил Туминас. - Вместо него будет создан общественный совет из прекрасных, светлых людей, не обязательно из мира театра, которые будут приносить в коллектив свежие идеи.
Новый худрук подчеркнул, что он будет занимать в театре особую позицию, не примыкая ни к одной группе, ни к одному течению.
- У меня должность такая - быть не в гуще, а в стороне, - объяснил он актерам свою позицию. - А дистанция мне нужна для того, чтобы вас понять и полюбить.
Что касается актеров, то они должны полюбить прежде всего свой родной театр. "Кинематографу, конечно, надо помогать, - пошутил Туминас, - но главное - это репетиции, спектакли... Нам всем нужно научиться играть месячную, годовую симфонию репертуара".
Сам репертуар будет в ближайшее время пересмотрен. Туминас дал понять, что некоторые ныне идущие спектакли будут безжалостно сняты с афиши. Главным образом, развлекательного свойства и основанные на современном материале. Ставка будет сделана исключительно и только на классику. Достойных современных пьес, по мнению Туминаса, попросту нет. Среди тех авторов, которые волнуют его воображение, - Шекспир, Ибсен, Беккет, Аристофан, Гольдони, Ануй, Данте, Стринберг, Томас Манн... Из русской классики он видит в ближайшее время на сцене Вахтанговского театра "Таланты и поклонники" Александра Островского, в более отдаленной перспективе - Достоевского и Чехова.
- В каждом хорошем спектакле должны быть три вещи: запах детства, вкус хлеба, отзвук эпохи, - поделился своим творческим кредо режиссер.
Какие-то спектакли поставит он сам, для каких-то будут приглашены режиссеры из Литвы, Швеции, Венгрии... "Европейская культура плюс мастерство русских актеров могут дать неожиданный и впечатляющий творческий результат", - уверен Римас Туминас, который в ближайшее время поставит давно обещанный спектакль в "Современнике" (это будет "Горе от ума"), а потом приступит к плотному руководству отныне родным для него Вахтанговским театром.
- Как вам ставка нового худрука на западную классику и западную режиссуру? - спросил я ведущего актера труппы, народного артиста СССР Василия Ланового, который был в этот день именинником, отработав в Вахтанговском театре ровно 50 лет...
- Меня не пугает прозападная ориентация Туминаса, - ответил Василий Семенович. - Открылись же мы Западу в теннисе, футболе, хоккее. Хотя, к слову говоря, не всегда обязательно это делать. Когда у нас был великий тренер Тарасов, то мы побивали всех и на своем поле, и на чужом. Я надеюсь, что Туминас из таких "тренеров". Меня, во всяком случае, радует, что театр повернется лицом к классике. Сиюминутные пьесы зачастую и впрямь написаны так, что глупее не придумаешь. А классика - это всегда разговор о вечности. Я соскучился по такому разговору.