ПО ВЫБОРГСКОМУ СЧЕТУ

В минувшие выходные торжественной церемонией в старинном рыцарском замке Выборга закрылся 15-й кинофестиваль "Окно в Европу". Можно сказать, что из этого города, находящегося на крайнем западном рубеже нашей страны, панорама российского кино предстала в особом ракурсе.

Как ни странно, все три картины, ставшие событиями на крупнейших наших фестивалях этого лета ("Изгнание" Андрея Звягинцева, "Простые вещи" Алексея Попогребского и "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой), в Выборге оказались аутсайдерами. Возможно, потому что в распределении мест "Окна в Европу" традиционно участвуют и местные зрители, а у них, как говорится, свой менталитет. Провинциальная публика более столичной склонна к романтическому восприятию жизни. И, по "выборгскому счету", мнение публики, суммированное с суждением профессионального жюри: победила картина мэтра отечественного кино Станислава Говорухина "Артистка", второе место - у "Ванечки" Елены Николаевой, третье - у "Русской игры" Павла Чухрая. Тогда как фильм-победитель Московского кинофестиваля "Путешествие с домашними животными" занял лишь 17-е место, а "Простые вещи" - 10-е.
Все сошлись на том, что "Артистка" - настоящий гимн русской актерской школе. Ведь и по сюжету он посвящен нелегкой актерской жизни. Хотя, как признался сам Говорухин, к подбору исполнителей он отнесся на сей раз "играючи", не искал их натужно-долго, а доверился интуиции, но в результате попал в яблочко. И Евгения Добровольская вполне заслуженно получила специальный приз жюри "Серебряная ладья" за лучшую женскую роль: актриса здесь чудо как хороша, непосредственна, заразительно смешлива. А Александр Абдулов виртуозно сыграл непривычную для него роль дурачка. Главное же - весь фильм проникнут любовью и нежностью к актерам, большим и малым, звездам и неудачникам. Ведь без этих людей и труд режиссера ничего не стоит...
Впрочем, наряду с "выборгским счетом" был на фестивале и отдельный конкурс, где решение выносили только профессионалы (жюри под председательством кинокритика Кирилла Разлогова). И их вкусы оказались несколько иными: приз "Золотая ладья" получил фильм Павла Чухрая "Русская игра" (по повести Гоголя "Игроки"). Возможно, для членов жюри "Русская игра" имела преимущество перед "Артисткой" своей первозданной свежестью (накануне фестиваля картина была только что завершена), тогда как фильм Говорухина уже показывался на одном из фестивалей. Однако и арбитры, и сам режиссер честно признали, что главный вклад в успех ленты опять-таки внес великолепный актерский ансамбль - на сей раз это мужская троица Сергея Маковецкого, Сергея Гармаша и Андрея Мерзликина. Если бы не их блистательная игра, то недостатки картины (а ее критиковали за слишком уж вольное обращение с текстом Гоголя) не позволили бы ей занять столь высокую позицию.
Можно выразить эту мысль и по-другому: на фоне ярких актерских работ современная российская режиссура выглядела в Выборге относительно бледно. Кстати, и Станислав Говорухин, и Павел Чухрай откровенно признались, что для них эти две картины - "Артистка" и "Русская игра" - являются "проходными". Оба режиссера заняты сейчас более важными для них замыслами, ну а эти фильмы были сняты ими как бы просто так, для поднятия духа самим себе и, разумеется, зрителю. Пришлось публике на сей раз обойтись без больших идей, довольствуясь изящным воплощением малых. Что же, и на том спасибо.