СОВСЕМ НЕ ДОЛГОЖИТЕЛИ

Новость, которую, увы, не отнесешь к сенсациям: известный футбольный специалист умер в отнюдь не преклонном возрасте. На 63-м году жизни скоропостижно скончался уважаемый и в профессиональных кругах, и среди болельщиков когда-то футболист, а потом тренер Виктор Прокопенко. Он работал (и очень интересно) в российских клубах, в последнее время был на посту спортивного директора донецкого "Шахтера".

Ко всем своим званиям и талантам имел Прокоп (так звали его друзья) еще один немаловажный - одессит. С кем сегодня не поговоришь о Викторе Евгеньевиче, все в один голос отмечают его неунывающий характер. Рядом с ним было легко, комфортно и весело. При этом Прокопенко почти 20 лет назад завязал с рюмкой. В компаниях приговаривал: "Я давно не пью, зато как разливаю!" Впрочем, на футбольном поле одними шутками не отделаешься. О том, что Прокопенко-тренер имел свой почерк и свои достоинства, говорят победы его команд над клубами, ведомыми такими высококлассными, авторитетными в футбольном мире специалистами, как Рехагель, Венгер, Фергюсон. В активе Прокопенко "серебро" и "бронза" российского и украинского чемпионатов, еврокубковые победы над "Вердером", "Манчестером", "Арсеналом", принесшие наставнику признание и титул "Гроза авторитетов".
Прокопенко легко победил на выборах в Верховную Раду Украины, стал депутатом. Импозантный, загорелый, выглядевший на "полтинник", он, пожалуй, наступил на горло своей футбольной песне. Возможно, такой измены не выдержало сердце...
- Прокопенко - мой тренер, - признается экс-форвард сборной России и московского "Динамо" Дмитрий БУЛЫКИН.- Он, безусловно, лучший наставник "бело-голубых" за те пять лет, что я провел в команде. Единственное обстоятельство, которое его подвело, это то, что он все время был на стороне игроков. Виктор Евгеньевич не любил, когда в его тренерские дела грубо влезали. Это та причина, по которой он и ушел из "Динамо". Думаю, эта черта в характере мешала ему и в политике. А вообще очень жаль, когда такие люди уходят, когда, кажется, столько еще могли бы сделать и просто пожить...
"Просто пожить" - это не про футбольных тренеров. Я почему-то вспомнил судьбу нынче подзабытого Владимира Емеца, который в 1983 году сделал из "Днепра", никогда не входившего в круг футбольных грантов, чемпиона СССР. Под его началом Литовченко и Протасов выросли в звезд европейского масштаба. А чуть позже, осенью 1986 года, Емец был вынужден покинуть "Днепр". Через год он умер прямо на тренерской скамейке во время матча своего нового клуба - молдавского "Нистру".
- А что тут объяснять? Эмоций на тренера падает не меньше, чем на футболистов, - говорит наставник раменского "Сатурна" Гаджи ГАДЖИЕВ. - Но если игроки их как-то выплескивают на поле, в единоборствах, то наш брат остается сидеть с ними на тренерской скамейке или в руководящих кабинетах. А это, как говорят все врачи, не самое полезное для человека. С другой стороны, если бы тренерская работа была такой каторгой, в нее не стремились завершающие карьеру на поле люди, которые вроде бы уже и наигрались в мяч, и на жизнь заработали. В том то и дело, что, хлебнув футбола и эмоций, с ним связанных, человек не находит всему этому замены в обычной жизни. Где еще существует чувство счастья и горя в таком чистом виде (в зависимости от счета на табло), которое тебя посещает на каждом матче, чуть ли не дважды в неделю?
- К сожалению, нередки случаи, когда наставника команды прямо с матча увозят в реанимацию, - добавляет знающий специфику работы в тренерском цехе известный футбольный обозреватель, а в прошлом футболист Юрий СЕВИДОВ. - Мой отец, Сан Саныч Севидов, попадал в больницу, и Михаил Якушин, и Александр Пономарев, и Валерий Лобановский... Резкое ухудшение здоровья у тренера случается и после ухода от своей профессии. Образно говоря, начинаются ломки. Ведь футбол - это сильный наркотик. Тем не менее смерть Виктора Прокопенко стала для меня очень неожиданной. Он вел здоровый образ жизни, не прикасался к спиртному, никогда не курил. Правда, еще с молодости страдал от варикозного расширения вен на ногах. Не это ли стало причиной образовавшегося тромба, который и прервал его жизнь?
В общем, внезапный уход Виктора Прокопенко - это еще один повод и для футбольных боссов, и для болельщиков, привычно рубящих тренерские головы после пары неудач, поделикатнее относиться к людям, чья профессия и без того щедра на зарубки на сердце.