04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Школьники должны быть защищены от непрофессиональных психологов. Российские педагоги обратились в комитет по образованию и науке Государственной думы РФ с просьбой вынести на рассмотрение законопроект, который бы четко определил, чем в школах должны заниматься эти специалисты.

То, что в школах появились "врачеватели душ", - это хорошо, заявляют педагоги. Проблема в том, что в большинстве своем они никакие не школьные психологи, а самые настоящие самозванцы.
- В России даже не обучают по такой специальности, в лучшем случае работать в школу идут возрастные психологи, специализирующиеся на детях, - рассказал "Труду-7" председатель Совета директоров российских школ Яков Турбовской. - Многие из них позволяют себе недопустимые вещи: занимаются с детьми медитаций, пробуют на них гипноз, ставят диагнозы, проводят эксперименты. Их нельзя ни одернуть, ни проконтролировать, так как не существует никаких стандартов и норм, по которым строилась бы работа школьных психологов.
Даже в словаре определение задач школьного психолога довольно размытое - это "оказание администрации, учителям, ученикам и их родителям психологической помощи и способствование созданию условий, обеспечивающих нормальное психическое развитие каждого ребенка". Однако с помощью каких методов это делать, специалисты решают сами.
По мнению заместителя председателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты России Любови Духаниной, ситуацию осложняет еще и финансовый аспект.
- Школы перешли на подушевое финансирование, то есть им выделяют сумму, из которой они платят зарплату всем работникам. Естественно, в первую очередь деньги идут предметникам, а психологи часто финансируются по остаточному принципу, - рассказала "Труду-7" Духанина. - Неудивительно, что в школу идут работать либо начинающие специалисты, иногда даже студенты выпускных курсов, чтобы был материал для диплома, либо психологи с опытом, которые пишут научные диссертации. Они проверяют там свои теории, опробуют методики.
Широкий резонанс получила история в 953-м московском центре образования, где психологи ставили опыты над детьми. Родители учеников 5-го "В" и 6-го "В" классов стали замечать изменения в поведении своих чад. "18 марта 2005 года мой ребенок заявил, что он избранный и что у него есть точка, которая связывает его с космосом. Вместо математики пожилой мужчина провел у них урок "психологии". В данный момент ребенок не может вспомнить, что на этом уроке происходило..." - пишет в коллективном заявлении, адресованном руководителю департамента образования города Москвы одна из родительниц Екатерина Карпова.
Подобным образом проводили и уроки русского языка, географии, английского языка, истории. "На уроке на стол ставилась зажженная ароматизированная свеча, на руки детей брызгалось кокосовое масло, дети садились за парты, и учитель начинал урок. Сначала он рассказывал о планетах или вулканах, затем проводилась релаксация... Во время релаксации им рассказывалось о том, как какой-то волшебник из пыли и газов сотворял планеты". После таких уроков некоторые школьники впадали в транс, с ними случались истерические приступы, ухудшалось общее состояние здоровья.
Однако в школе говорили, что идет обычный "эксперимент по внедрению новых образовательных методик", которым руководят Наталья Маслова, председатель отделения "Ноосферное образование" РАЕН, и Борис Астафьев, доктор медицинских наук, действительный член РАЕН, первый вице-президент Международного университета глобальных проблем мироздания. Родители о том, что с их детьми в школе проводят подобные эксперименты, не знали. После публикации открытого заявления родителей в департамент образования разразился скандал, но до сих пор никаких реальных правовых мер в отношении психологов школы N953 города Москвы не принято.
Это, конечно, крайний случай. Гораздо чаще родители сталкиваются с менее явными, но не менее серьезными нарушениями.
- Психолог в школе сам себе хозяин, так как там он единственный специалист в своей сфере, - рассказывает "Труду-7" специалист Центра психолого-педагогической коррекции, детский психолог Вера Поветкина. - После общения со школьными психологами родители часто приходят к нам в центр в слезах. Например, к нам обратилась женщина: ее сыну в школе поставили диагноз "задержка психического развития". А что это значит, как с этим бороться, ей не рассказали, поэтому диагноз звучит как приговор. И это довольно типичный случай, хотя они вообще не имеют права ставить диагнозы. Некоторые родители жалуются, что психолог помогает руководству школы "избавиться" от неугодного ребенка.
Эта проблема выплеснулась в интернет. К примеру, участники форума "СургутИнформТВ" рассказывают о своих "психологических уроках". Пользователь Иришка: "Психолог" давил на меня, еще ребенка по сути (мне было тогда 13 лет), своим знанием Конституции и Уголовного кодекса и грозил мне, что если я не признаюсь в совершении "преступления" (поясняю, "преступлением" назывался "подарок" учителю, который неизвестно кто подсунул ей на стол: две высушенные алые розы, перетянутые черной лентой), то попаду за решетку. Этот человек вызвал моих родителей и торжественно сообщил им, что я сама призналась в своей нетрадиционной ориентации. И что они срочно должны взяться за мое воспитание. Меня там не было... Узнала я об этом от мамы, которая пришла в полный шок от такого и долго не могла разговаривать, а только плакала. На следующий день об этом знала вся школа. И, проходя, я чувствовала, как все вокруг хихикали... Мне два года потребовалось, чтобы избавиться от этой грязи. Потому психологов я не уважаю и отношусь к ним с некоторой долей негатива".
Пользователь Novak: "Мой сын пошел в новую школу, и там мне пришлось столкнуться с работой вот такого психолога. Он приучает детей доносить друг на друга, чем развращает их как личности. На мои замечания, что я не согласна с таким воспитанием моего ребенка, психолог мне ответила, что ее не интересует мое мнение, а интересует только мнение работодателя. Поговорив с друзьями своего сына, с учителями, я узнала, что это не единичный случай. Попросила психолога объяснить, в чем заключается ее работа, на что получила ответ, что она не обязана передо мной отчитываться. У моего сына, на мой взгляд, нет необходимости общаться с психологом. И я, и муж с сыном прекрасно ладим, о том, что с ним так плотно работает психолог, я вообще не знала. Она меня не приглашала и со мной не беседовала, кроме случая, когда мы с мужем сами пришли к ней, когда сына только перевели в эту школу. Но о том, что работа ведется на таком уровне, я узнала только сейчас".
Чтобы защитить детей от такого рода психологов, представители школьной общественности и правозащитных организаций обратились в Государственную думу с просьбой вынести на рассмотрение законопроект, который бы четко регламентировал работу психологов в школах и прописывал добровольность и обязательность письменного согласия родителей на психологическое тестирование ребенка или воздействие на него. По мнению авторов обращения, в законе также должно быть прописано, что выводы психолога носят рекомендательный характер и что у родителей должна иметься законная возможность отказаться от услуг и рекомендаций психолога без последствий для ребенка. Необходимо также четко прописать задачи, нормы и методы контроля работы школьного психолога.
- Контролировать работу психолога довольно сложно, но реально, - считает Вера Поветкина. - Прежде всего к этой работе нужно привлечь специалистов извне, чтобы они периодически проводили повторную диагностику учащихся. Также школьный психолог должен вести документацию сродни той, которую ведут врачи, то есть карты учащихся, куда будет заноситься вся информация: жалобы ребенка, описание его поведения, рекомендации специалиста. Тогда директор школы может делать выводы о работе психолога, основываясь не только на своих внешних наблюдениях за детьми, но и на данных таких журналов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников