Пожалуй, наиболее характерной чертой внутриполитической обстановки в Армении вот уже почти полтора года является борьба двух лагерей – лагеря власти и лагеря оппозиции, Армянского Национального Конгресса. Ситуация накалилась после президентских выборов, когда оппозиция заявила о фальсификации результатов. Как и всякая борьба, сегодня она чередуется победами и поражениями то одной, то другой стороны. Так, если, к примеру, выборы Совета старейшин столицы Армении можно считать победой властей, то последовавшее за этим принуждение к объявлению амнистии, в результате которой были освобождены активисты лагеря оппозиции, безусловно, стало победой АНК. На свободу вышли такие влиятельные лица как бывший заместитель генерального прокурора Армении Гагик Джангирян, экс-министр иностранных дел Армении Александр Арзуманян, депутаты Национального собрания Армении Миасник Малхасян и Акоп Акопян, экс-министр по госдоходам Смбат Айвазян, Давид Матевосян и другие. Тем не менее, в тюрьмах продолжают оставаться еще 21 человек, в их числе депутат Национального собрания Сасун Микаелян и главный редактор газеты “Айкакан Жаманак” Никол Пашинян. Очевидно, что новый ресурс придал оппозиции новые силы, и осенью Конгресс намерен начать новые выступления.
«Мы все сделаем для того, чтобы 21 политзаключенных, как и наши, находящиеся в подполье товарищи, могли свободно жить в своей стране. Мы готовим пакет документов и поднимем новую акцию протеста и внутри страны, и в международных структурах, в Совете Европы», - заявил координатор АНК Левон Зурабян. Надо отметить, что ссылка на международные структуры не пустые слова: о растущем авторитете Конгресса за рубежом свидетельствует то, что представитель АНК в Совете Европы выступил на заседании Мониторинговой комиссии ПАСЕ.
Другой причиной, способной обострить политическую борьбу, может стать Карабахская проблема. В прессу уже просочились сообщения о том, что в Москве, между странами-сопредседателями и президентами Армении и Азербайджана, де-факто, в рамках Мадридских принципов было достигнуто соглашение, предусматривающее, в частности, возвращение Азербайджану семи районов, составляющих пояс безопасности Карабаха, возвращение в эти места азербайджанских беженцев, а затем проведение референдума по определению статуса Карабаха.
Несмотря на то, что власти Армении делают упор на последний пункт, что после сдачи семи районов из Карабаха может начаться массовый отток населения. Уже сегодня в Баку говорят о 60 тысячах возвращенцах, и такой референдум может просто оказаться необъективным. Сроки референдума не определены, и он может откладываться, о чем уже намекали власти Азербайджана.
Естественно, что подобная перспектива пугает жителей проблемного региона, в связи с чем АНК выступил с заявлением, в котором, в частности, говорится:
«Процесс карабахского урегулирования стремительно близится к далеко не выгодной армянской стороне развязке. Вместо того, чтобы придти к согласию со своим народом, установить в стране атмосферу национального согласия, благодаря чему можно было бы несравнимо усилить позиции Армении в переговорном процессе, режим Сержа Саргсяна предпочитает идти на несоразмерные уступки. Есть лишь один способ предотвратить этот опасный процесс и не позволить Сержу Саргсяну подписать фатальный документ: совместными усилиями населения Армении и Карабаха, всех заинтересованных политических сил требовать немедленной отставки Сержа Саргсяна, провести внеочередные президентские и парламентские выборы, сформировать пользующуюся доверием народа власть, которая сможет полноценно защищать перед мировой общественностью национальные интересы армянского народа».
До сих пор общественное мнение и в Армении, и в Нагорном Карабахе пока окончательно не определилось. Одни не могут или не хотят поверить в то, что власти могут согласиться на подписание такого документа или же верят в то, что референдум действительно даст народу Нагорного Карабаха возможность получить окончательно статус и мирно жить и процветать, другие же, видя эфемерность таких иллюзий, пытаются предотвратить надвигающуюся угрозу. В борьбе за общественное мнение делаются усилия привлечь на свою сторону те или иные политические силы. Так, например, властям удалось перетянуть на свою сторону руководство Компартии Армении во главе с ее первым секретарем Рубеном Товмасяном. Особенность этого достижения состоит в том, что КПА традиционно ассоциируется с влиянием России, и в политических кругах такая ситуация выдается чуть ли ни как за поддержку Москвой карабахского соглашательства. В свою очередь, Армянский Национальный Конгресс пытается притянуть к себе партии «Наследие» и Дашнакцутюн. Однако видимых успехов в этом деле у Конгресса пока нет, что многие объясняют закулисными связями последних с властями.
Не последнюю роль во внутриполитическом противостоянии в Армении играют и трагические события 1-го марта 2008 года. Созданная по инициативе Совета Европы, а затем расформированная властями Группа по сбору фактов успела все же за свое недолгое существование набрать достаточно фактов, свидетельствующих о несостоятельности ряда тезисов официальной версии этих событий. В частности, в третьем докладе приведены доказательства того, что военнослужащий внутренних войск Тигран Абгарян был убит не демонстрантами, а своим же сослуживцем. Данное обстоятельство примечательно не только самим фактом убийства, но и тем, что смерть Абгаряна изначально озвучивалась официальной версией в качестве оправдания применения оружия против демонстрантов. Раскрытие обстоятельств его смерти поставило под сомнение выводы следственных органов.
В отличие от последних лет, Конгресс активно готовится к осенним акциям: на 18-е сентября назначен митинг, а все последние дни актив АНК во главе с Левоном Тер-Петросяном посещает регионы, встречается с жителями регионов, активистами, разъясняет сложность и судьбоносность исторического момента. По словам Тер-Петросяна, в октябре ожидается серьезное изменение ситуации. В свою очередь, координатор АНК Левон Зурабян пообещал новую волну протеста.
«Тот путь, которым сегодня следует Республика Армения является дорогой к поражению, и нам остается лишь один выход: народ Армении должен подняться», - заявил Левон Зурабян.
В свою очередь в беседе руководитель Армянского Национального Клуба Миабанутюн г.Москвы Смбат Караханян отметил, что « в Армении создалось наиболее благоприятное положение дел для осуществления внешнего управления. В первую очередь в стране не действуют демократические механизмы образования и смены властных структур. Власти страны пресекают всякие проявления политической борьбы. По моему мнению, по сути, в республике сформировался альянс властей и олигархичексих структур. За основными группировками стоят родственники политэлиты страны. Уже давно не секрет, что единственным инструментом против ведущего политическую борьбу оппозиционного движения Армянского национального конгресса (АНК), для властей стали силовые структуры. Сложившиеся ситуация в Армении, а следом и просыпающиеся НКР уже начала угрожать планам альянса. Многие ведущие политики и аналитические центры крупных держав прекрасно понимают, что искусственно привитый режим в ближайшее время может рухнуть. Замечу, что все более активно ведутся консультации и уточнение позиций по ряду вопросов с ведущей политической силой Армении, АНК».
Караханян, говоря о ситуации, которая сложилась связи с новыми реалиями урегулирования Нагорно-карабахского конфликта, отметил, что «армянские власти лукавят, когда говорят о каких-то обсуждениях в обществе по этому вопросу. Практически множество важнейших вопросов остаются закрытыми». По мнению Караханяна то, что происходит в переговорном по урегулирования проблем в Карабахе, то этот процесс никак нельзя назвать решением проблемы.
«На самом деле мы становимся свидетелями одного из эпизодов большой геополитической игры ведущих держав в регионе. Если проанализировать все договоренности и обсуждения, то можно заметить, что все достигнутые соглашения, заявления и декларации, которые мы имеем на сегодняшний день вряд ли решают, а скорее даже имеют всего, лишь опосредованное отношения к решению сути Нагорно-карабахской проблемы. Скоро исполнится 18 лет с того дня, когда народ Нагорно- Карабахской Автономной Области, на основании Конституции, тогда еще существующей СССР, не пожелал войти в состав вновь образованной Азербайджанской Республики. То есть, суть проблемы изначально в том, что тогда население той части Нагорного Карабаха, пользуясь своими законными правами, не захотело войти в состав нового государства, Азербайджанской Республики.
Согласно действующему законодательству, законодательные органы 2 сентября 1991 на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов Азербайджанской ССР в границах Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и прилегающего Шаумяновского района Азербайджанской ССР провозгласили Нагорно-Карабахскую Республику. По результатам проведенного референдума 10 декабря 1991 года, 6 января 1992 года Верховный Совет НКР — принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». После чего азербайджанская сторона решила незисимо от результатов референдума присоединить к Азербайджанской Республике, бывший Автономный субъект».
В заключение руководитель Армянского Национального Клуба Миабанутюн г. Москвы Смбат Караханян говоря о том, что сегодня происходит в Армении, сделал основной вывод, что «переговоры и соглашения армянского руководства с Турцией, а также план действия властей по изменению нынешнего статуса НКР, могут привести к изменению геополитической обстановки на Кавказе, и , напротив, осложнить ситуацию с урегулированием Нагорно-карабахской проблемы, вплоть до новых вооруженных столкновений».